Проверочная работа по обществознанию для 7 класса Социальные нормы, с ответами. Работа состоит из 2 частей (в части 1 — 12 заданий, в части 2 — 3 задания).
Часть 1
1. Какое из приведённых положений служит примером формальной социальной нормы?
1) требование этикета уступить место в транспорте пожилому человеку
2) рукопожатие при встрече мужчин
3) предписание правил дорожного движения
4) предписание для мужчины пропустить женщину вперёд
2. Какую функцию выполняют обычаи в обществе?
1) регулируют экономические отношения
2) объединяют людей
3) способствуют развитию науки
4) облегчают принятие политических решений
3. Характерная черта формальных социальных норм заключается в том, что они
1) обеспечиваются силой привычки
2) являются желательными образцами поведения
3) чётко зафиксированы в письменной форме
4) выполняются в силу закрепившегося стереотипа поведения
4. К экономическим правам человека относится право на
1) владение имуществом
2) отдых
3) неприкосновенность личности
4) доступ к культурным ценностям
5. В юридической науке под свободой понимают
1) вседозволенность
2) возможность делать всё, что угодно
3) возможность делать то, что не запрещено законом
4) возможность не обращать внимания на социальные нормы
6. В Российской Федерации предусмотрена возможность прохождения военной службы
1) по контракту
2) по желанию
3) добровольно
4) по трудовому договору
7. В отличие от норм морали, нормы права
1) являются обязательными для исполнения
2) носят рекомендательный характер
3) регулируют поведение людей
4) обращены ко всему обществу
8. Выполнение этих социальных норм является общеобязательным и гарантируется со стороны государства. Это нормы
1) моральные
2) религиозные
3) правовые
4) эстетические
9. Верны ли следующие суждения о нормах права?
А. Нормы права регулируют не только поступки людей, они вмешиваются в мир их чувств и идей.
Б. Право охраняется государством, но не создаётся им.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Какую функцию выполняют традиции в обществе?
1) регулируют экономические отношения
2) регулируют поведение людей
3) способствуют развитию науки
4) облегчают принятие политических решений
11. В приведённом списке перемешаны черты сходства и черты различия понятий ритуал и традиция. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
1) регулируют поведение людей в обществе
2) отличаются особой неизменностью своих правил
3) складываются по мере развития общества
4) передаются от поколения к поколению
Черты сходства | Черты различия | ||
12. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к неписаным социальным нормам.
1) мужчина уступил место в транспорте женщине;
2) в Уголовный кодекс внесли новую статью;
3) опоздание на встречу друзей;
4) друзья обмениваются рукопожатием при встрече;
5) родители отпраздновали годовщину свадьбы.
Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
Часть 2
13. Прочитайте текст и выполните задания.
…Нравственный принцип требует, чтобы люди свободно совершенствовались; но для этого необходимо существование общества; но общество не может существовать, если всякому желающему представляется беспрепятственно убивать и грабить своих ближних; следовательно, принудительный закон, действительно не допускающий злую волю до таких крайних проявлений, разрушающих общество, есть необходимое условие нравственного совершенствования и, как таковое, требуется самим нравственным началом, хотя и не есть его прямое выражение.
Положим, высшая нравственность (с аскетической своей стороны) требует, чтобы я был равнодушен к тому, что меня убьют, искалечат или ограбят. Но та же высшая нравственность (с альтруистической стороны) не позволяет мне быть равнодушным к тому, чтобы мои ближние беспрепятственно становились убийцами и убиенными, грабителями и ограбленными и чтобы общество, без которого и единичный человек не может жить и совершенствоваться, подвергалось опасности разрушения. Такое равнодушие было бы явным признаком нравственной смерти.
Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом. Эти два интереса, противоположные для отвлечённой мысли, но одинаково обязательные нравственно, в действительности сходятся между собою. Из их встречи рождается право.
Соловьёв В. С. Оправдание добра. М., 1996. С. 330-331.
1) Определите главную мысль текста и озаглавьте его.
2) Какие «два интереса» рассматривает в приведённом отрывке B.C. Соловьёв?
14. Прочитайте текст и выполните задания.
Социальными нормами принято называть установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей. Как и социальные институты, нормы создаются отчасти стихийно, отчасти — сознательно.
Социальная норма… «цементирует» отношения в обществе. Применительно к одному человеку норма служит регулятором его поведения: в информационном аспекте норма предоставляет ему сведения о том, какой вариант поведения общество и государство рассматривают как желательный, допустимый либо запрещённый, в аспекте волевом норма воздействует на мотивацию поведения, так как содержит стимулы (или антистимулы) для соответствующего поступка. Наконец, в аспекте ценностно-ориентационном социальная норма играет воспитательную роль, ориентируя субъекта на некие социальные идеалы.
Социальная норма играет регулятивную роль и для поведения социальных групп… Пронизывая нормативными элементами (дозволениями, предписаниями, запретами) всю общественную жизнь, социальные нормы тесно связаны с социальными институтами. В самом деле: сам институт, как правило, покоится на нормативно-организационных основах, нормативно определён и порядок его деятельности; нормам поведения подчиняются его участники; наконец, взаимодействие института с другими элементами общественной системы тоже обычно нормативно урегулировано.
Кудрявцев В. Н. Социальные деформации. М., 1992. С. 48.
1) Определите основную мысль текста и озаглавьте его.
2) Объясните, какие социальные нормы создаются отчасти стихийно, а какие — отчасти сознательно.
15. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Для первобытного человека танец — это способ мышления и жизни. Почти все важные события отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного, изгнание злых духов. В танцах изображались животные, отрабатывались охотничьи приёмы; танцем выражались любовь, моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.
Самое распространённое движение в таком танце — топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку. Танцующие любят кружиться, дёргаться и скакать. Скачки и кружения доводят танцующих до экстатического состояния, заканчивающегося иногда потерей сознания.
Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.
1) О каких нормах, регулирующих поведение человека, идёт речь в тексте — о традициях или о ритуалах? Свой ответ аргументируйте двумя доказательствами.
2) Какие черты характерны для норм, упомянутых в тексте? Назовите не менее трёх черт.
ОТВЕТЫ — Проверочная работа по обществознанию для 7 класса Социальные нормы
Часть 1
1-3
2-2
3-4
4-1
5-3
6-1
7-1
8-3
9-2
10-2
11-1324
12-2
Часть 2
13.
1) Основная мысль текста и его заглавие могут быть определены как «Свобода и нравственность» или в близком по смыслу значении.
2) В качестве двух интересов, названных автором, могут быть отмечены: требование личной свободы и стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом.
14.
1) Основная мысль текста и его заглавие могут быть определены как «Социальные нормы» или в близком по смыслу значении.
2) В качестве стихийно созданных социальных норм могут быть названы традиции и обычаи, правила этикета.
В качестве сознательно созданных — нормы права или нормы религии.
15.
1) Речь идет о ритуалах. Аргументы:
а) почти все важные события отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного, изгнание злых духов;
б) танцем выражались любовь, моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.
2) а) Воспроизведение одного и того же поведения в одной и той же ситуации;
б) особая неизменность правил поведения в течение многих лет;
в) придание каждому действию определённого значения.