Контрольная работа по русскому языку Разделы языкознания 10 класс

Контрольная работа по русскому языку Разделы языкознания, Понятие литературного языка, Нормы литературного языка, Единицы языка для учащихся 10 класса. Работа включает в себя 2 варианта в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, и Часть С).




Часть А — 6 заданий (с выбором ответа)
Часть В — 5 задания (с кратким ответом)
Часть С — 1 задание (сочинение)

1 вариант

А1. Укажите неверное утверждение.

1) В литературный язык не входят диалекты, жаргоны (в том числе профессиональный), просторечие.
2) Литературный язык существует в письменной и устной форме.
3) Разговорный стиль литературного языка может быть представлен как в устной, так и в письмен­ной форме.
4) «Синтаксис» — раздел языкознания, в котором изу­чаются правила расстановки знаков препинания.

А2. Какая из названных единиц языка не обладает ка­ким-либо значением?

1) слово
2) слог
3) морфема
4) словосочетание

А3. Укажите тип словаря из которого взят фрагмент

аге́нт, -а / об аге́нте [ньть] ! неправ. а́гент

1) толковый
3) фразеологический
2) этимологический
4) орфоэпический

А4. В каком ряду все слова согласно литературной норме имеют ударение на втором слоге, независи­мо от их лексического значения?

1) начать, передан, орган
2) цемент, светло, раджа
3) торец, оптовый, звонит
4) (вы) правы, досуг, диспансер

А5. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

1) недалеко
2) невинный
3) поспешность
4) подписывать

Прочитайте предложение и выполните задания А6, B1.

Если вы бывали в Одессе, вы должны помнить эти медные сумерки, когда акации сереют от пыли и в море лежит тишина. (К. Паустовский)

А6. Какое средство выразительности, характерное для художественного стиля, используется в предложе­нии?

1) аллитерация
2) сравнение
3) эпитет
4) инверсия

В1. Выпишите слова, образованные от прилагатель­ных.

В2. Укажите, какие суффиксы входят в глаголы:

а) претерпевать
б) разогревать
в)горевать
г) зевать

1) -ева-
2) -е- и -ва-
3) -ва-
4) -а-

Прочитайте текст (в предложениях расставлены не все знаки препинания). Выполните задания B3-B5.

Больш_нство древних письменностей из всех знаков пр_пинания знало только «абзац» и «точку». Графически они выр_жались (по)разному, хотя (по)видимому точка и была самой распространё_ой формой. В (древне)русской письменности самым ч_стотным знаком так(же) была точка употребляемая в основном в роли нашей запятой и разделяющ_ текст на синтагмы — отрезки речи, образую­щие смысловое и интонационное единство.

В3. Напишите 10 выделенных курсивом слов, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

В4. Напишите те слова, после которых нужно поставить запятую.

В5. Выберите из данного ниже списка термины, харак­теризующие стиль (подстиль) этого текста и тип (подтип) речи, который используется в нём. Напи­шите номера выбранных терминов через запятую.

Стиль

1) официально-деловой
научный:
2) научно-деловой
3) научно-учебный
4) научно-популярный
5) публицистический
6) художественный
7) разговорный

Тип речи

описание:
8) описание предмета
9) описание явления
10) повествование рассуждение:
11) рассуждение-доказательство
12) обсуждение-объяснение
13) рассуждение-размышление

С1.




Напишите кратко (1-3 фразы) о том, как изменя­лась роль точки в истории письменности.

2 вариант

А1. Укажите неверное утверждение.

1) Литературным языком называется язык литера­турных произведений.
2) Литературный язык представлен разными сти­лями, которые подразделяются на книжные (на­учный, публицистические и др.) и разговорный.
3) Грамматические ошибки проявляются как в письменной, так и в устной речи.
4) «Морфология» — раздел языкознания, в котором рассматриваются формы слова, словоизмене­ние.

А2. Какая из названных морфем обладает только грамматическим значением?

1) приставка
2) корень
3) суффикс
4) окончание

А3. Укажите тип словаря, из которого взят фрагмент:

ДЕМАГО́Т. Заимствовано из греч. яз. в конце XVIII в. Греч. — образовано на базе греч. «народ» и «ведущий», первоначально «народный вождь» > «своекорыстный искатель народной популяр­ности» (сначала о Клеоне, Аристиде и др. в употреблении их врагов). — Укр. демагог, бел. дэмагог, польск. demagog, чешек. demagog, словацк. demagog, болг. демаго́г.

1) толковый
2) этимологический
3) фразеологический
4) орфоэпический

А4. В каком ряду все слова согласно литературной норме имеют ударение на первом слоге, незави­симо от их лексического значения?

1) судно, рапорт, св(е/ё)кла
2) отзыв, орден, преданный
3) мало, (в) скольких (случаях), компас
4) ордер, эксперт, оптом

А5. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

1) подарок
2) невиновный
3) подорожник
4) небрежность

Прочитайте предложение и выполните задания А6, B1.

Это было пенистое, веселое море — родина кры­латых кораблей и отважных мореплавателей. Изумру­дами горели на его берегах маяки. (К. Паустовский)

А6. Какое из указанных средство выразительности, характерных для художественного стиля, не используется в предложе­нии?

1) олицетворение
2) сравнение
3) эпитет
4) антитеза

В1. Выпишите непроизводное прилагательное, обра­зуйте от него отвлечённое (абстрактное) сущест­вительное.

В2. Укажите, какие суффиксы входят в глаголы:

а) вызревать
б) преодолевать
в) клевать
г) ночевать

1) -ева-
2) -е-и -ва-
3) -ва-
4) -а-

Прочитайте текст (в предложениях расставлены не все знаки препинания). Выполните задания В3-В5.

Совреме_ая европейская пунктуация, в том числе и русская во_ходит к началу книгопечатания. Однако пра­вила ра_тановки знаков уст_новились не сразу и в раз­ных языках значительно разнятся, (при)чём можно выде­лить две группы: францу_кий (английский, итальянский и т.д.) и немецкий (чешский, русский и т.д.). В первой на­пример, реже чем во второй ставит_ся тире, то(же) относит_ся и к употр_блению запятых.

В3. Напишите 9 выделенных курсивом слов, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

В4. Напишите те слова, после которых нужно поставить запятую.

В5. Выберите из данного ниже списка термины, харак­теризующие стиль (подстиль) этого текста и тип (подтип) речи, который используется в нём. Напи­шите номера выбранных терминов через запятую.

Стиль

1) официально-деловой
научный:
2) научно-деловой
3) научно-учебный
4) научно-популярный
5) публицистический
6) художественный
7) разговорный

Тип речи

описание:
8) описание предмета
9) описание явления
10) повествование рассуждение:
11) рассуждение-доказательство
12) обсуждение-объяснение
13) рассуждение-размышление

С1. Напишите кратко (1-3 фразы) о том, как возникли правила пунктуации русского языка.

Ответы на контрольную работу по русскому языку Разделы языкознания, Понятие литературного языка, Нормы литературного языка, Единицы
1 вариант
А1. 4
А2. 2
А3. 4
А4. 3
А5. 2
А6. 3
В1. сереют, тишина
В2. 2314
В3. Больши_нство, препинания, выражались, по-разному, по-видимому, распространённой, древнерусской, частотным, также, разделяющая
В4. хотя, по-видимому, точка
В5. 3. 12
С1. Самый древний знак, сначала употреблялась и в роли запятой (между синтагмами), сейчас обозначает границу между повествовательными предложениями.
2 вариант
А1. 1
А2. 4
А3. 2
А4. 1
А5. 3
А6. 4
В1. весёлое, веселье (весёлость)
В2. 3241
В3. Современная, восходит, расстановки, уста_новились, причём, французский, ставится, то_же, относится, употреблению
В4. русская,первой,реже,второй
В5. 3, 12
С1. Главные правила пунктуации сложились при развитии книгопечатания, но в разных европейских языках разнятся; русская пунктуация ближе к немецкой.