Краткое содержание Солоухин Ножичек с костяной ручкой
Мальчику привезли в подарок из Москвы маленький перочинный нож. Ножик имел красивую костяную ручку и два лезвия. Ножичек оказался бесценным сокровищем. Им легко можно было срезать ореховую палку. Особенно замечательно можно было сделать свистки. Отец остро наточил лезвия, поэтому свистки выходили самые лучшие и свистели отменно.
В школе перочинным ножом точили карандаши. Ножом пользовался и учитель. На уроке два друга решили вырезать на парте первые буквы своих имен. Оказалось, что нож пропал. Не обращая внимания на учителя, мальчик начал искать нож. Ножа не было в портфеле, на парте, под партой. Учитель, выяснив причину поведения мальчика, сначала узнал, был ли сегодня нож в школе. Друг мальчика подтвердил, что нож был. Учитель поднимал каждого ученика в классе и спрашивал, не брал ли тот нож. Оказалось, никто не брал.
Учитель выстроил детей возле доски и начал проверять сумки, портфели и парты. Однако ножа нигде не оказалось. Уроки давно закончились, а нож все не был найден. Нельзя было отпустить детей домой и не найти вора. Тогда учитель начал обыскивать по очереди ребят.
Когда осталось всего трое непроверенных учеников, нож неожиданно нашелся. Он лежал в тетради, мальчик его просто не заметил. Можно было не признаваться в находке, просто уйти домой. Признаваться было страшно. Это были самые мучительные минуты в жизни мальчика за все восемь лет. Сказать о ноже словами у ребенка не было сил, он просто показал учителю нож на раскрытой ладони. Учитель сильно рассердился и выгнал ученика из класса. Можно было убежать в сад и переждать этот тяжелый день, можно было даже поплакать. Но ребенок остался. Мимо мальчика прошел весь класс и каждый говорил ему: «Эх, ты…». Он упорно стоял и выслушал упреки своих одноклассников и учителя до конца.
Рассказ учит доверию, говорить правду о своей ошибке и принимать наказание, даже если это очень тяжело.