Краткое содержание Рылеев Смерть Ермака
«Смерть Ермака» — это одна из «дум» сборника Рылеева, посвященного многим историческим событиям и личностям. В ней рассказывается о гибели атамана казачьего войска, чье имя неотделимо от страниц истории покорения Сибирского ханства.
Хан Кучум уже был повержен и бежал. Но он не переставал искать способа истребить дружину Ермака. И вот, августовской ночью он неожиданно совершает нападение на спящий казачий стан, расположившийся вблизи реки Иртыш.
В эту ночь разразилась буря. Шел сильный дождь, непрестанно слышались раскаты грома и сверкали молнии, бушевал страшный ветер.
Все казаки были объяты беспечным сном. Сам же Ермак не спал. Он сидел на берегу реки и был объят думой. Он размышлял о смысле их жизни и совершенных подвигов. Многие из его соратников – в прошлом разбойники. Не щадя себя, добывали они злато, совершали набеги. Теперь же, считал Ермак, преступления их смыты кровью и своей, и вражьей.
Главным считал он то, что они так же не щадили себя и во славу отечества. Смерть не страшна героям. И, дело свое они сделали – Сибирь теперь подвластна царю русскому. И это считает он главной заслугой перед страной. А раз искупили они преступления свои благим делом, то значит не зря жили на этом свете. Такими мыслями был занят Ермак, не ведая о том, что погибель и его, и товарищей, уже близка.
Вот, уже и вождь уснул вместе с дружиной. Казачьи челны бились о брега Иртыша. А тем временем, Кучум, опасаясь вступить в открытый бой с казаками, тайно подобрался с толпой татар к войску.
Дружина пала, так и не обнажив мечей, сраженная впезапностью нападения. Путь к спасению их был один – бушующие воды Иртыша.
Добираясь до челнока, погиб и сам предводитель. Не успел доплыть он до спасительной лодки. Виной тому стали тяжелые доспехи, полученные им в дар от русского царя. Они лишили его сил бороться с разбушевавшейся стихией.
Это лирическое произведение рассказывает о долге перед отчизной, который отдали ей даже те, кто в прошлом своем занимался и не совсем честными делами. Это является, в свою очередь, примером патриотизма и отваги. Так же, здесь звучит мысль о неизбежности предначертанного.
А так как Рылеев являлся поэтом-декабристом, то можно усмотреть в его строках и мысль о том, что долг перед родиной, и перед монархом – это вовсе не одно и то же. Родина – это сама страна, земля, народ. А царь – воплощение лишения свободы. Ведь именно царский дар, тяжелые доспехи, считает автор виновником гибели атамана. И сражались они не счастье своей родной земли, а за жажду царя присоединения новых земель.