Краткое содержание Мамлеев Шатуны
Первые версии романа появились в самиздате в 1966 г. без официального опубликования из-за морально-этических норм и отсутствия какого-либо намека на «политику». Произведение выходит в свет в 1980 г. в Чикаго в сокращенном на треть варианте под заголовком «Небо над адом».
Сюжет разворачивается в нелепой и неадекватной среде, где отсутствие здравой мысли считается признаком ее предельности. В созданном писателем пространстве противоборствуют «мракобесие народа» и «интеллектуальная мистика». Наподобие полного магии, реализма литературы Латинской Америки XX в. автор объединяет волшебство, обыденность и фантастику, превосходно это делая не в жанре мифа, а обычной прозы.
Роман Юрия Мамлеева создан в гротескной форме. Название повторяет прозвище не впадающих в спячку в зимний период и бродящих по лесу в состоянии отрешенности медведей. По замечаниям создателя, они отображают «маргинальное состояние психики».
Сюжет
В основе повествования – серия на первый взгляд случайных убийств, совершаемых главным героем Федором Сонновым, одержимым целью разгадывания извечной тайны смерти «эмпирическим» способом. Реальность воспринимается им иллюзорно. Действие разворачивается в 60-е гг. прошлого столетия и начинается с выхода основного персонажа из электрички на неизвестной ему подмосковной станции с последующим шатанием по улицам городка.
Неожиданное столкновение с группой интеллектуалов-метафизиков пробуждает в нем гораздо значительный интерес, чем знакомые люди из будничной жизни. Случайное знакомство определяет дальнейший ход событий. Лишение человека жизни помогает герою проникнуть в тайну его души и потусторонний мир.
Подобным образом раскрывается глубина философских поисков в жестокой, нередко мучительного характера прозе, заставляющей при повторном чтении содрогаться от ужаса. Устремления автора позитивны — с погружением во тьму в человеке обнаруживаются светлые чувства души, способствующие ее обновлению.
Большая часть литературных критиков отклоняют в произведении создание образов, фраз и сюжетной линии, а наличие философской мысли. По-разному себя выражая, герои патологически стараются закрепить себя в вечности.
Подросток Петя абсолютно не доверяет происходящему вокруг. Насыщаясь собственной кровью, он преследует намерение собственного поглощения, доведя себя до экзистенциального самоубийства. В произведении исследуются вопросы философии и метафизики, религии и смерти.