Кантемир Сатиры в сокращении

Краткое содержание Кантемир Сатиры

Первая сатира представляет собой аргументы против науки и обучения. Лицемер Критон говорит, что из-за обучения люди стали безбожными, не соблюдают постов, сомневаются в необходимости стольких земель у церкви. Когда ранее просто присутствовали на службе, совершенно ее не понимая, и подчинялись любым словам церковников. Скупердяй Сильва уверен, что учение доведет народ до голода, поскольку неграмотные крестьяне собирали больше урожая. А дворянину науки без надобности, свои обязанности он может выполнять без грамоты и математики.

Чревоугодец Лука соглашается и добавляет, что умный человек мешает веселому застолью. И никому и в голову не придет оставить бокал ради книги. Щеголь Медор расстроен тем, что вся бумага используется для книг, а ему скоро нечем будет крутить кудри. А философы не стоят ничего в сравнении с мастеровитым портным или сапожником.

Добиться высокого поста можно и не усердствуя слишком. Носи клобук и бороду, вот и епископ. Теперь можно лицемерно благословлять всех вокруг. Носи парик с узлами, вот и судья. Только и делай, что разрешай дела за взятки. А законы пусть подьячие запоминают.

Заканчивает эту часть автор мыслью, что каждый невежа мнит себя высоким чином. Истинный ум не требует почестей, а хранит ценные знания в себе.

Сатира вторая изложена в виде диалога двух знакомых – Филарета и Евгения. Филарет понимает, что его собеседник расстроен, ведь люди низшего происхождения добиваются признания, а он, дворянин, всегда и во всем последний. На это Филарет укоряет Евгения, и в благородных и крестьянах течет одна кровь. Положения можно добиться, прилагая усилия. Даже предки Евгения по его словам упорно трудились в военном и морском деле.

Хотя сам он встает поздно, вальяжно завтракает. После этого долго наряжается в сложносочиненные одежды, стоящие целые деревни. Даже туфли ему одевает слуга. А после Евгений приглашает на обед друзей, которые забудут про него, когда он разорится.

Да и кем он может стать. В военном и морском деле он ничего не понимает, даже боится его. Судьей можно стать, если ты справедлив и милосерден. Евгений же наоборот, глумится над нищими, и жестоко наказывает крестьян за любую провинность. Придворным быть он не может, ведь для этого требуется много посещать чужие дома и тщательно следить за словами, чтобы всем нравиться.

В завершении Филарет предлагает собеседнику пересмотреть собственное поведение, а до тех пор не ждать благодетели.

Седьмая сатира, по сути, простое изложение мыслей автора. Он осуждает общественный постулат о том, что молодой человек может быть умным и давать советы. Или другой, о том, что каждый человек склонен ко лжи. По мнению автора, главную роль играет воспитание. Не зря Петр Первый ездил по заморским странам, изыскивая лучшие их стороны, создавая училища для своих подданных. Если правильно воспитать человека, то он многого добьется.

В первую очередь необходимо следить за окружением ребенка, от него он может получить дурные привычки. Если у дитя проявляется дурная черта, то стоит ему указать примером на ее негативные последствия. И сам родитель должен служить примером для подражания, поскольку нет смысла в строгих наставлениях, если ребенок увидит, что родные их не соблюдают.

Только так может вырасти человек добродетельный, умный и спокойный.