Задание 3. Информационная обработка текста. ЕГЭ 2024 по русскому языку

Задание 3. Информационная обработка текста. ЕГЭ 2024 по русскому языку

За это задание ты можешь получить 1 балл. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 87.6%
Ответом к заданию 3 по русскому языку может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи НЕ имеет значения.

Задачи для практики

Задача 1

В истории были времена, когда мода развивалась согласно некоторым законам. XIX век и добрая половина XX века неплохо описываются моделью, сформулированной Георгом Зиммелем в его теории вертикального просачивания модных веяний сверху вниз: сначала нечто модное зарождается среди элит, а <…> постепенно проникает в низшие слои общества. В результате интерес элит к этим вещам заметно ослабевает.

Но подобная конструкция перестала работать уже в середине XX века. На это повлияла улица и появление субкультур. Мода уже не шла с подиума на улицу — наоборот, уличные тренды начали оказывать все более заметное влияние на «большую моду», заполонив собой показы. Сегодня все неоднозначно, и нельзя сказать, где должна появиться вещь, чтобы стать модной.

Циклична ли мода? Кажется, что да: мы видим, как мода возвращается то к одному десятилетию, то к другому в поисках вдохновения. Отчасти это круговое движение описал английский историк моды Джеймс Лавер, проследивший движение модного платья от дерзкого до модного (писка моды), которое затем становится «прошлым сезоном», в какой-то момент превращаясь в «вечную классику» и винтаж.

(По Л. Алябьевой)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Усложнённость синтаксиса текста создаётся за счёт распространения предложений причастными и деепричастными оборотами, однородными
членами.

2) Первое предложение текста — тезис, который доказан в первом абзаце.

3) Чтобы придать тексту выразительности, автор обращается к синтаксическим средствам, таким как вводные слова («кажется», «наоборот») и вопросительное предложение («Циклична ли мода?»).

4) Автор использует неоднородную лексику: как общеупотребительные слова («теория», «интерес», «движение»), так и речевые штампы («в результате», «круговое движение», «нельзя сказать»).

5) Текст ориентирован на специалистов в узкой научной сфере

Решение

1) Верно.

2) Верно.

3) Верно.

4) Верно.

5) Неверно, это публицистический стиль, понятный большинству людей.
Ответ: 1234

Задача 2

Несколько слов о поэзии Бродского. Поражает поэтическая мощь в сочетании с дивной изощренностью, замечательной виртуозностью. Поэзия не стоит на месте, движется, растет, требует от поэта открытий. В ней идет борьба за новую стиховую речь. Сложнейшие речевые конструкции, разветвленный синтаксис, причудливые фразовые периоды опираются у Бродского на стиховую музыку, поддержаны ею. Не вяло текущий лиризм, а высокая лирическая волна, огромная лирическая масса под большим напором. На своем пути она захватывает самые неожиданные темы и лексические пласты.

Однажды в разговоре Бродский внушал мне, что поэт должен «тормошить» читателя, «брать его за горло». Я сопротивлялся, как мог, уверяя его, что есть и другая поэзия, не принуждающая читателя себя любить, оставляющая ему ощущение свободы. <…> как сильна, как мужественна его позиция!

Несколько романтическая, не так ли? Поэт, по Бродскому,— человек, противостоящий «толпе» и мирозданью. В поэзии Бродского просматривается лирический герой, читатель следит за его судьбой, любуется им и ужасается тому, что с ним происходит. С этим, как всегда, связано представление о ценностях: они усматриваются не в жизни, а, может быть, в душе поэта. С земными «ценностями» дело обстоит неважно. Оттого и вульгаризмы, грубость, соседство высокого и низкого, чересполосица белого и черного.

(А. Кушнер)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к научному стилю, так как основная цель автора — сообщить точную достоверную информацию, не опираясь на мнение автора.

2) Наряду с общеупотребительной лексикой, отражающей проблематику текста (поэзия, читатель, позиция), используются специальные термины (синтаксис, вульгаризм, лексические пласты).

3) Цель автора — высказать свою позицию и передать собственные впечатления от поэзии Бродского.

4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, обособленные обороты, вопросительные и восклицательные предложения.

5) В тексте используются метафоры (высокая лирическая волна, огромная лирическая масса под большим напором, «брать его за горло»), градация (поэзия не стоит на месте, движется, растет, требует от поэта открытий), эпитеты (сильна, мужественна поэзия)

Решение

1) Неверно. Здесь четко просматривается эмоциональность и отношение автора, это не научный стиль.

2) Верно.

3) Верно.

4) Верно, всё перечисленное есть в тексте. Ряды однородных: изощренностью, виртуозностью; речевые конструкции, разветвленный синтаксис, причудливые фразовые периоды и др. Обособленные обороты: Я сопротивлялся, уверяя его; человек, противостоящий «толпе» и мирозданью. Вопросительное предложение: Несколько романтическая, не так ли? Восклицательное предложение: как сильна, как мужественна его позиция!

5) Верно.

Ответ: 2345

Задача 3

Основа основ — это коренной русский язык, вбирающий в себя все речевые струи и соединяющий их в своей стихии. В течение тысячелетий создавался и совершенствовался русский язык. Неуклюжие формы заменялись более гибкими, отмирали целые словарные пласты и заменялись новыми. Поколения языкотворцев, испытывая слово на вкус, объём, цвет, пробуя его в сочетании с другими словами, придали славянскому языку полногласие, отбросили носовые гласные, лишавшие его праздничной звонкости, нашли законы перехода и чередования гласных и согласных. От рода к роду, от отца к сыну вырабатывался в народе обострённый слух, точное мерило художественного вкуса. Чувства соразмерности и сообразности довёл он у себя до предельной точности. Внутренним своим чутьём народ угадывает и точно определяет, <…> именно слово приобретает сейчас тенденцию к отмиранию или возрождению, к преобразованию или видоизменению. Умело и свободно распоряжается он в своих богатых кладовых.

(По С. С. Наровчатову)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. В тексте есть существительные с книжной окраской (например: языкотворцев, точное мерило, сообразности).
  2. Связующую функцию между отдельными предложениями текста выполняют формы слова (например: русский язык).
  3. Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.
  4. В тексте есть деепричастия несовершенного вида (например: испытывая, пробуя).
  5. Основное средство выразительности в тексте — метафоры (например: все речевые струи, испытывая слово на вкус, объём…), которые передают авторскую оценку.
Решение
  1. Верно. Текст написан с использованием слов с книжной окраской
  2. Неверно. В тексте нет предложений, связанных между собой таким способом. В предложениях 1-2 словосочетание «русский язык» повторяется без изменения формы
  3. Неверно. Перед нами рассуждения автора о значении русского языка
  4. Верно. В тексте действительно есть деепричастия несовершенного вида.
  5. Верно. В тексте действительно много метафор и помимо тех, что указаны в качестве примера.
Ответ: 145

Задача 4

История демократии. Понятие демократии уходит своими корнями в родовой строй. В относительно независимых и сплочённых общинах порядок был возможен <…> тогда, когда члены общины обладали определённой независимостью и совместно принимали важнейшие решения в отношении всей общины. Отсюда можно сделать вывод, что демократия и отдельные её элементы были свойственны различным племенам за тысячи лет до нашей эры. Традиции первобытной демократии оказали большое влияние на появление демократических государств в Древней Греции и Риме. Само слово «демократия» греческого происхождения и состоит из двух слов: «demos» — народ и «kratos» — власть, что в совокупности даёт такое понятие, как народовластие. В V и IV веках до нашей эры в ряде древнегреческих городов стали возникать различные формы народного самоуправления. Первой классической формой демократического государства явилась Афинская республика.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. В тексте широко представлена терминологическая лексика (например: понятие демократии, родовой строй, община, племя, первобытная демократия, народное самоуправление, форма демократического государства).
  2. Выразительность и привлекательность текста для читателя создаётся при помощи использования слов иноязычного происхождения, представленных буквенной записью языка, из которого произошло заимствование (например: греческие слова «demos» — народ и «kratos» — власть).
  3. В тексте отсутствует разговорная лексика.
  4. Текст относится к научному стилю речи, так как основная цель автора — точно передать научную информацию, объяснить научную точку зрения.
  5. В тексте присутствуют обороты, которые из-за их высокой повторяемости приводят к клишированности речи, что придаёт данному тексту и подобным ему стандартизированный характер (например: уходит своими корнями, отсюда можно сделать вывод, оказали большое влияние).
Решение

2 — неверно, так как греческие слова «demos» — народ и «kratos» — власть нужны для того, чтобы объяснить происхождение слова «демократия», то есть народовластие. Это нужно не для выразительности речи, а для точности и убедительности высказывания.

5 — неверно. Стандартизированный текст — это, как правило, текст официально-делового стиля, в котором употребляются клише и который пишется по шаблону (заявление, договор, объяснительная).

Ответ: 134

Задача 5

Красота и величие народа. Я на седьмом небе был от счастья, когда, поселившись двадцати одного года от роду в глубинке Архангельской области, бывал в крестьянских избах. В неистовом восхищении я глядел на отцов и матерей моих учеников, также на их дедушек и бабушек с непередаваемо прекрасными бесхитростными лицами, с их спокойной уверенной праведностью, с их могучим долготерпением, сравнимым лишь с природой. Позанимавшись с ребятами, я плёлся по заснеженному холодному лесу один к себе на квартиру. Как же становились мне понятны классики отечественной литературы! И Белинский, признававшийся в том, что он не будет счастлив, «если не будет спокоен насчёт каждого из своих братьев по крови». И Толстой, категорически заявивший, что крестьянские дети талантливее дворянских писателей, а простые труженики земли русской благороднее царедворцев и многих сильных мира сего. Красота и величие народа — вот, что открылось мне <…>, в архангельской глубинке.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. В тексте используются названия явлений и понятий из сферы общественной жизни (например: область, природа, праведность и долготерпение, классики отечественной литературы, категорически заявивший, писатели, труженики, царедворцы, сильные мира сего).
  2. Текст относится к публицистическому стилю речи, так как основная цель автора — передача информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей.
  3. Воздействие на читателя достигается за счёт употребления эмоционально окрашенных, оценочных слов и словосочетаний, которые могут включать разговорные элементы (например: на седьмом небе от счастья, в неистовом восхищении, с непередаваемо прекрасными лицами, братья по крови, красота и величие, в глубинке, плёлся).
  4. Текст отличает подчёркнутая информативность, точность, однозначность высказываний.
  5. В тексте есть цитаты, которые помимо информативной функции выполняют ещё и экспрессивную: автор приводит мнения отечественных классиков, чтобы подчеркнуть важность своих рассуждений и усилить выразительность речи.
Решение

4 — неверно. Подчёркнутая информативность, точность, однозначность высказываний характерны для текста научного стиля, а перед нами публицистика с разговорными элементами

Ответ: 1235

Задача 6

Право на образование. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, <…> образование данного уровня гражданин получает впервые. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путём создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. Все слова в тексте относятся к разряду общеупотребительной и книжной лексики (например: право, образование, национальность, язык, социальный, имущественный, удовлетворять, в соответствии, в течение).
  2. Глаголы несовершенного вида в тексте употреблены в форме настоящего времени, что придаёт речи вневременное обобщённое значение (например: гарантируется, обеспечивается).
  3. Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как здесь проявляется авторский взгляд на рассматриваемое явление.
  4. Все предложения в тексте связаны причинно-следственными отношениями (например: в Российской Федерации гарантируется право на образование, поэтому образование могут получить люди независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и т. д.).
  5. Некоторые простые предложения в тексте осложнены однородными членами, что обусловлено необходимостью максимально полно исчерпать предмет сообщения (например: независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства; стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования).
Решение

1. Верно. Все слова в тексте понятны всем людям и их можно употреблять в любой речевой ситуации.

2. Верно.

3. Неверно. Это официально-деловой документ, здесь передана четкая информация без авторской оценки.

4. Неверно. Причинно-следственная связь есть не во всех предложениях текста.

5. Верно.

Ответ: 125

Задача 7

Первые Олимпийские игры, согласно дошедшим до нас историческим источникам, проходили в 776 году до нашей эры. В Древней Греции игры проводились раз в четыре года и длились в течение пяти дней. В соответствии с традицией перед началом Игр проводилось торжественное шествие, а также воздаяние почестей богу Зевсу и богу Аполлону. Кроме того, участники должны были принести клятву, что будут соревноваться честно, а судьи — клятву о том, что будут судить по справедливости. Затем специальный человек трубил несколько раз в серебряную трубу, что являлось своеобразным приглашением на стадион к началу состязаний. Древнегреческие спортсмены очень серьёзно готовились к Играм — десять месяцев в году они делали это дома, и ещё месяц — в Олимпии, под руководством своих тренеров.

Древний стадион вмещал достаточно много зрителей, около 40 000, <…> допускали туда не всех: права присутствовать на Играх в качестве зрителей были лишены женщины, рабы, а также граждане, осуждённые за определённые преступления.

Одним из обязательных требований Игр было прекращение на время спортивных состязаний любых военных действий между воюющими греческими территориями. Древние греки считали свои Игры праздником мира. Поэтому наличие этого праздника, безусловно, способствовало укреплению культурных связей между греческими государствами.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. В тексте есть существительные, имеющие отвлечённое значение (например: воздаяние, прекращение, наличие, укрепление).
  2. Для текста характерно использование производных предлогов (например: согласно, в течение, в соответствии).
  3. Выразительность тексту придают образные средства языка: эпитеты (серебряную трубу) и метафоры (укрепление связей).
  4. Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, что подтверждается обилием сложных предложений и наличием вводных слов (например: безусловно).
  5. Текст относится к научному стилю речи, так как основная цель автора — точно передать научную информацию, сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
Решение
  1. Верно. В скобках перечислены отвлеченные существительные (они не обозначают конкретный предмет или явление), и они есть в тексте.
  2. Верно. В скобках перечислены производные предлоги, и они есть в тексте.
  3. Неверно. Примеры в скобках употреблены в прямом значении (серебряная труба — труба из серебра; укрепление связей — сделать связи крепче), это не метафоры.
  4. Неверно. Это не рассуждение, в тексте нет авторских оценок и личного мнения, здесь структурированно повествуется о первых Олимпийских играх.
  5. Верно. Цель текста — донести сведения о первых Олимпийских играх.
Ответ: 125

Задача 8

Что же называется художественным и нехудожественным впечатлением? Это легче всего выяснить на примерах.

При виде стаи собак, разрывающих свою жертву, впечатление получается сильное, но вместе с тем и неприятное. Оно гнетёт и оскорбляет человека. Такое впечатление, принижающее чувство, называют антихудожественным.

Совсем <…> впечатление производит, например, самоотверженное спасение утопающего в море отважным смельчаком. Это зрелище волнует не меньше, но вместе с тем оно возбуждает в наших душах благородные, любовные и благодарные чувства к герою и спасённой жертве. Эти чувства возвышают душу. Такие благородные впечатления называются художественными.

Не следует забывать, однако, что в жизни такие сцены не всегда выливаются в красивые формы. Так, например, герой, спасающий утопающего, не постесняется обнажить своё тело. Оно может быть и уродливо; в критическую минуту герой может крикнуть такое слово, которое не допустимо цензурой.

На сцене все эти реальные подробности излишни, если они портят впечатление или отвлекают внимание публики от главного, духовного смысла сцены. Излишние подражания действительности могут повредить сценическому впечатлению.

(По Э. Сарабьян)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. В тексте есть стандартные обороты (например: производит впечатление, выливаются в формы, возвышают душу), позволяющие избежать инотолкования и двусмысленности.
  2. Одно из средств связи между предложениями в тексте — указательные местоимения (например: это, эти).
  3. Текст относится к публицистическому стилю речи, так как основная цель автора — передача информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей.
  4. В тексте есть действительные причастия настоящего времени (например: разрывающих, принижающее, спасающий).
  5. Выразительность текста обеспечивается лексическими средствами, среди которых — антонимы (художественным — нехудожественным), эпитеты (отважным смельчаком, благородные впечатления).
Решение
  1. Стандартные обороты действительно помогают избежать инотолкования и двусмысленности, это характерно для официально-делового стиля, однако фразы выливаются в формы, возвышают душу не относятся к стандартным, а текст в целом не относится к официально-деловому стилю.
  2. Верно. Что же называется художественным и нехудожественным впечатлением? Это легче всего выяснить на примерах. …..Совсем <…> впечатление производит, например, самоотверженное спасение утопающего в море отважным смельчаком. Это зрелище волнует не меньше, но вместе с тем оно возбуждает в наших душах благородные, любовные и благодарные чувства к герою и спасённой жертве. Эти чувства возвышают душу.
  3. Верно. В тексте представлены размышления автора о художественном и нехудожественном впечатлении.
  4. Верно. Разрывающих, принижающее, спасающий — это действительные причастия настоящего времени, и они есть в тексте.
  5. Верно. Антонимы — слова, противоположные по значению (художественным — нехудожественным), эпитет — красочное определение (отважным смельчаком, благородные впечатления)
Ответ: 2345

Задача 9

Миграция сельского населения. В современных условиях возросла роль демографических процессов в обеспечении национальной и региональной безопасности. В России негативной тенденцией последних тридцати лет можно считать «демографическое сжатие» в сельской местности. Несмотря на то что рост численности городского населения является общемировой тенденцией, в России он сопровождается закрытием учреждений социальной инфраструктуры, свёртыванием сельскохозяйственного производства, миграционным оттоком молодёжи, старением населения, сокращением численности трудовых ресурсов, массовой безработицей в сельской местности. Это представляет серьёзную угрозу безопасности для некоторых регионов и страны в целом. В настоящее время в сельской местности России проживает 39,2 млн человек.

Одной из самых серьёзных проблем села является массовый миграционный отток молодёжи в города, основу <…> составляет молодёжь в возрасте от 18 до 35 лет. Процесс принял массовый характер, имеет серьёзные негативные демографические последствия, так как именно молодёжь является наиболее трудоспособной и грамотной частью населения. Молодёжь, как правило, имеет достаточно высокий уровень образования, стремится к повышению квалификации, продвижению по службе.

Всё это ведёт к снижению уровня жизни населения, усугубляет ограниченность сфер приложения труда на селе, обостряет проблему трудоустройства, деформирует структуры занятости и ведёт к росту безработицы на селе. Процесс, к сожалению, имеет нарастающий характер, и число нетрудоустроенной молодёжи возрастает год от года, ослабляя профессиональный потенциал сельской экономики.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. В тексте употребляются отвлечённые существительные (например: обеспечение, безопасность, тенденция, местность, численность, закрытие, безработица, производство).
  2. Точность и объективность изложения в тексте достигается путём использования количественных данных (например: последних тридцати лет, 39,2 млн человек).
  3. Основной функционально-смысловой тип речи текста — повествование, поскольку в тексте представлены события, объективно происходившие в прошлом.
  4. Все имена прилагательные в тексте являются качественными.
  5. Для текста характерно использование терминологической лексики (например: миграция, демографический процесс, «демографическое сжатие», миграционный отток, старение населения).
Решение
  1. Верно. Перечисленные существительные не обозначают конкретные предметы или явления.
  2. Верно.
  3. Неверно. Это рассуждение, так как показываются причинно-следственные отношения, а не события в хронологическом порядке.
  4. Неверно. В тексте есть и относительные определения (демографические, миграционный и пр.)
  5. Верно.
Ответ: 125

Задача 10

Помню, как в детстве мы с Борькой искали золото. Ну, это ещё когда совсем пацанами были. Одно лето полностью проторчали в овраге, <…> заканчивалась наша улочка. Ручей вытекал из-под почти отвесной стены оврага, пересекая всё его дно. Мы скатывались с неё вниз на скоростях: больше никак нельзя было спуститься.

Пораненные камнями, покорябанные корнями и ветками колючего кустарника, принимались мы за работу и в поисках золотой жилы промыли, наверно, тонну песка.

Потом, став постарше, мы решили стать капитанами, ходить в кругосветку, лишь иногда приезжая в наш городок в капитанской форме. Нам было уже по девять лет, и мы перебазировались на Волгу, вернее, на залив, где, как по заказу, недалеко от берега стояла большая, практически целёхонькая баржа.

На берегу, в воде и на барже прошли лучшие годы нашего детства. От них остались воспоминания и бортовой журнал двух капитанов.

А когда мы стали взрослыми, то поступили в медучилище — учиться на зубных техников. У Борьки и отец зубной техник. «Хорошая профессия, не бедственная, и ехать никуда не надо, по общежитиям мыкаться, будешь учиться здесь, на глазах», — сказал он Борьке. И Борька не возражал, а мне ж куда без друга, вот и поступили вместе.

(Н. Г. Орлова-Маркграф)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. В тексте есть слова, образованные с помощью оценочных суффиксов (например: Борька, улочка, целёхонький).
  2. Для текста характерно использование специальных терминов и словосочетаний, имеющих терминологическое значение (например: золото, тонна, скорость, золотая жила).
  3. Выразительность тексту придают разговорные и просторечные слова и выражения (пацанами, проторчали, покорябанные, мыкаться и др.).
  4. Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, что подтверждается обилием сложных предложений и наличием вводных слов.
  5. Цель текста — как можно более точно и полно сообщить научную информацию, объяснить явления окружающей действительности.
Решение
  1. Верно. Это уменьшительно-ласкательные суффиксы
  2. Неверно. Слова в скобках не являются специальными терминами
  3. Верно.
  4. Неверно. Основной тип речи — повествование (перечисление событий в хронологической последовательности)
  5. Неверно. Это текст художественного стиля, а не научного
Ответ: 13

Задача 11

Впервые я увидел Д. С. Лихачёва «в деле», когда шло обсуждение проекта реконструкции Невского проспекта. Было это в шестидесятые годы. Созрело очередное покушение на красоту Невского, очередная группа реформаторов взялась переделать проспект, осовременить его, улучшить и, разумеется, «коренным образом» перестроить, заменить здания, «не имеющие большой ценности», новыми и т. п. Широковещательный проект имел солидных сторонников, желающих чем-то «выдающимся» ознаменовать своё пребывание у кормила. Начались энергичные протесты. Создали общественную комиссию, и вот там-то я увидел, с какой страстью и упорством Д. С. Лихачёв защищал сохранность Невского проспекта, его образ, его историческую цельность. В те времена для многих был непривычен столь решительный тон возражения городскому начальству. Спокойно и весьма тактично он опровергал довод за доводом главного архитектора и других проектировщиков, показывая несостоятельность их аргументов.

Он старался не обижать персонально, не уличать в ошибках исторических, эстетических, но за его словами чувствовалось такое превосходство знаний, что спорить становилось не под силу, и это раздражало авторов. Они привыкли к превосходству над «любителями», тем более чувствуя поддержку городских властей. Что надо этому «древнику»? – недоумевали многие, что надо этому учёному, специалисту по «Слову о полку Игореве», чего это он воюет, он-то в чём заинтересован? Есть такая категория людей, <…> причину каждого мнения, поступка ищет в личном интересе.

(По Д. А. Гранину)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. Основной функционально-смысловой тип речи текста — описание: предмет речи раскрывается через перечисление его постоянных и временных признаков.
  2. Широко используется оценочная лексика — слова и фразеологизмы, выражающие авторскую оценку: широковещательный проект, не под силу и т. д.
  3. Для придания максимальной точности, однозначности высказыванию автор использует специальную терминологию из области искусствознания.
  4. Выразительность тексту придают тропы: эпитеты (решительный тон), метафора (покушение на красоту Невского), ирония («коренным образом» перестроить) и т. д.
  5. Для текста характерна неоднородность синтаксического состава: наряду с простыми предложениями используются сложные и простые, осложнённые однородными и обособленными членами предложения.
Решение
  1. Здесь представлено повествование. Описываются события, следующие друг за другом, которые нельзя поменять местами.
  2. Верно.
  3. Это не научный текст, здесь не требуется точности и здесь нет терминов.
  4. Верно.
  5. Верно. Все эти типы предложений представлены в тексте.
Ответ: 245

Задача 12

Витамины.

Слово «витамин» происходит от латинского «vita» — жизнь. Такое название совсем не случайно. Витамины — это низкомолекулярные органические соединения, обладающие очень высокой биологической активностью, небольшие количества которых необходимы для реализации различных метаболических процессов в организме. Современная научная информация свидетельствует об исключительно многообразном участии витаминов в процессе обеспечения жизнедеятельности человеческого организма. Одни из них являются обязательными компонентами ферментных систем и гормонов, регулирующих многочисленные этапы обмена веществ в организме, другие — исходный материал для синтеза тканевых гормонов. Витамины в большой степени обеспечивают нормальное функционирование нервной системы, мышц и других органов и многих физиологических систем. От уровня витаминной обеспеченности питания зависит уровень умственной и физической работоспособности, выносливости и устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды, включая инфекции и действия токсинов. Несмотря на исключительную важность витаминов в обмене веществ, они не являются ни источником энергии для организма (не обладают калорийностью), ни структурными компонентами тканей. Основное их количество поступает в организм с пищей, и только некоторые синтезируются в кишечнике обитающими в нём полезными микроорганизмами, <…> и в этом случае их не всегда бывает достаточно.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. Прилагательные в тексте являются в большинстве своём относительными (например: низкомолекулярные органические соединения, биологической активностью, научная информация, исходный материал, умственной и физической работоспособности).
  2. Связующую функцию между отдельными предложениями выполняют лексические повторы и местоименные замены: витамины, одни из них, основное их количество.
  3. Имена существительные в тексте выполняют не только информативную, но и эстетическую функцию, обладая оценочным значением (например: жизнь, важность, источник, энергия и др.).
  4. Основной функционально-смысловой тип речи текста — описание, поскольку явление изображается в виде перечисления признаков, которые в целом дают о нём представление.
  5. Тексты подобного рода не случайно называют летописью современности, так как они во всей своей полноте отражают текущую историю, обращены к злободневным проблемам общества — политическим, социальным, бытовым, философским и т. д. (например: в данном тексте рассматриваются актуальные вопросы, связанные со здоровьем населения).
Решение
  1. Верно. Относительные прилагательные не могут иметь степени сравнения, таких прилагательных в тексте большинство.
  2. Верно. Такие средства связи действительно есть в тексте.
  3. Неверно. В этих существительных нет никаких оценочных суждений.
  4. Верно. Весь текст — это описание работы витаминов.
  5. Неверно. В данном тексте не затрагиваются никакие актуальные проблемы, здесь просто описана польза витаминов.
Ответ: 124

Задача 13

Гипотеза может быть выдвинута в результате наблюдения, когда получен какой-то результат, который нужно объяснить.

Научное наблюдение отличается от наблюдения в житейском смысле этого слова. Как правило, научное наблюдение проводится в строго контролируемых условиях, причем условия эти изменять по желанию наблюдателя. Чаще всего такое наблюдение проводится в специальном помещении — лаборатории. Эксперимент позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу. Так формулируется вывод.

Многие наблюдения неудобно или невозможно проводить непосредственно в природе, поэтому в изучении химии большую роль играет моделирование. В лабораторных условиях используют особые приборы и предметы — модели (от лат. “образец”), в которых копируются только самые важные, существенные признаки объектов изучения.

(из учебника химии)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. В тексте преобладают формы несовершенного вида глагола, являясь более отвлеченно-обобщенными
  2. В синтаксисе нет нагромождения рядов однородных членов, осложняющих конструкций, так как не требуются экспрессивные качества речи
  3. Пунктуационной особенностью научного стиля речи является частотность употребления тире
  4. В тексте не используются средства выразительности
  5. Вводные слова, использованные в тексте, передают отношение автора к написанному/сказанному
Решение

5 — неверно, так как вводные слова текста не передают отношение автора, его эмоций и чувств

Ответ: 1234

Задача 14

Сегодня одной из важнейших проблем бизнеса является подбор квалифицированного персонала. На российском рынке труда наблюдается постоянный спрос на менеджеров по маркетингу. Эти специалисты должны уметь подготовить и реализовать контракты на закупку и поставку товара. Существует также большой спрос на главных бухгалтеров. <…>должны иметь высшее финансовое или экономическое образование, опыт работы по специальности, навыки работы с компьютером и знать международные системы бухгалтерского учёта. Поэтому многие фирмы приглашают на работу секретарей-референтов, свободно владеющих иностранными языками и знающих современное делопроизводство.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. Основной функционально-смысловой тип речи данного текста — описание, так как изображаемое явление охарактеризовано через перечисление признаков.
  2. В тексте есть отглагольные существительное, употреблённые в единственном числе и образованные бессуффиксным (подбор, труд, спрос, работа, учёт) и суффиксальным способами (покупка, поставка).
  3. Полные причастия употребляются преимущественно в книжных стилях речи. Это связано с тем, что причастия способствуют сжатости речи, заменяя собой более длинные придаточные предложения (секретарей-референтов, свободно владеющих и знающих…).
  4. Простая форма превосходной степени (в отличие от такой же формы сравнительной степени) имеет книжный характер (важнейших, высшее).
  5. В тексте публицистического стиля выражается активная жизненная позиция автора, который путём приведения доводов, аргументов в пользу своего видения ситуации стремится убедить массового слушателя (читателя) в том, что проблема подбора квалифицированного персонала является одной из важнейших проблем бизнеса.
Решение
  1. Неверно. Тип текста — рассуждение, так как объясняются причины того или иного явления.

Остальные утверждения верны.

Ответ: 2345

Задача 15

Название «тетрадь» в переводе с греческого означает «четвёрка» и объясняется тем, что тетради обычно состояли из четырёх листов, сложенных пополам, следовательно, из восьми полулистов или шестнадцати страниц. В старинных рукописных книгах нет сплошной нумерации страниц: счёт вёлся по тетрадям и листам. Наиболее распространённый объём тетради (16 страниц) впоследствии перешёл в печать и стал особой единицей измерения, так называемым печатным листом.

Укажите вариант ответа, в котором дана верная характеристика текста. Запишите номер этого ответа.

  1. В тексте используются слова и выражения разговорного стиля речи так называемый, нумерация, четверка.
  2. Воздействие на читателя достигается с помощью художественных средств выразительности: сравнения, метафоры.
  3. Цель текста — сообщить точные сведения о предмете и происхождении слова.
Решение
  1. Неверно. Перечисленные слова относятся к общеупотребительной лексике, в тексте разговорных выражений нет.
  2. Неверно. Это текст научного стиля, его цель — донести до читателя факты, а не воздействовать эмоционально. В научных текстах практически нет средств выразительности.
  3. Верно. Это цель любого научного текста.
Ответ: 3