Задание 24. Составление плана. ЕГЭ 2024 по обществознанию
Ответом к заданию 24 по обществознанию может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Задачи для практики
Задача 1
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Фискальная политика государства». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие фискальной политики как способа стабилизации экономики.
2. Цели фискальной политики:
а) сглаживание колебаний экономических циклов;
б) обеспечение стабильного развития экономики;
в) предотвращение инфляции и др.
3. Основные инструменты фискальной политики:
а) изменение размеров налоговых ставок;
б) изменение государственных расходов;
в) изменение налогового законодательства;
г) регулирование государственных трансфертов и др.
3. Виды фискальной политики:
а) стимулирующая (осуществляется на фазе экономического спада):
— рост государственных заказов, закупок;
— снижение налогов;
— рост объёма трансфертов;
б) сдерживающая (осуществляется на фазе экономического подъёма):
— сокращение государственных заказов, закупок;
— рост налогов;
— снижение объёма трансфертов.
4. Системы налогообложения:
а) пропорциональная;
б) прогрессивная;
в) регрессивная;
5. Тенденции фискальной политики Правительства РФ на современном этапе.
Задача 2
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экономический рост и развитие». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Соотношение понятий «экономический рост» и «экономическое развитие»:
а) экономический рост — это положительная динамика экономических показателей;
б) экономическое развитие — прохождение всех фаз экономического цикла.
2. Пути достижения экономического роста:
а) экстенсивный рост;
б) интенсивный рост.
3. Факторы экстенсивного роста:
а) труд;
б) капитал;
в) увеличение площадей обрабатываемых земель;
г) вовлечение в эксплуатацию новых залежей полезных ископаемых.
4. Факторы интенсивного роста:
а) научно-технический прогресс;
б) повышение квалификации рабочей силы;
в) совершенствование организации производства;
г) введение новой технологии с заменой устаревшего оборудования современным, с переходом на выпуск новых видов продукции;
д) улучшение распределения ресурсов между отраслями и регионами страны;
е) экономия, обеспечиваемая большими масштабами производства.
5. Связь экстенсивных и интенсивных факторов экономического роста.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Задача 3
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль в современном обществе». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие социального контроля.
2. Виды социального контроля:
а) внутренний;
б) внешний: И/ИЛИ
— формальный;
— неформальный.
3. Элементы социального контроля:
а) Социальные нормы:
б) Социальные санкции:
4. Функции социального контроля:
а) регулирование общественных отношений;
б) обеспечение стабильности и устойчивости общества;
в) социализация индивидов и другие.
Задача 4
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Истина и её критерии». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие истины.
2. Виды истины:
а) абсолютная истина;
б) относительная истина.
3. Знание истинное и знание ложное.
4. Критерии истины:
а) общественно-историческая практика;
б) система теоретических доказательств;
в) логическая непротиворечивость.
5. специфика постижения научной истины на современном этапе.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Задача 5
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как динамичная система». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие общества.
2. Подсистемы общеста:
а) Экономическая;
б) Политическая;
в) Духовная ;
г) Социальная».
3. Признаки общества как системы:
а) открытость;
б) нелинейность;
в) динамичность и др. ;
4. Пути общественного прогресса:
а) Эволюция;
б) Революция;
в) Реформа.
5. Типы обществ:
а) аграрное;
б) индустриальное;
в) Информационное
Задача 6
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии и их роль в жизни общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых три или более детализированы в подпункта
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие о политических партиях.
2. Основные признаки политических партий:
а) наличие общей политической идеологии (устав, программа);
б) стремление к власти (стремление к участию во власти);
в) постоянство состава партии;
г) наличие элиты (руководства) и региональных отделений и другие
3. Функции политических партий:
а) представительство интересов социума;
б) политическая социализация;
в) участие в борьбе за власть;
г) подготовка кадров партии и другие.
4. Классификации политических партий:
а) по составу (кадровые и массовые);
б) по отношению к власти (правящие, оппозиционные);
в) по отношению к закону (легальные, нелегальные);
г) по идеологии (консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические).
5. Партийные системы:
а) однопартийные;
б) двухпартийные;
в) многопартийные.
6. Особенности современной российской многопартийности.
Вообще в пункте 4 можно просто расписать любой вид и уже по идеи можно засчитать, но лучше прописывать именно так, как в этом плане
Задача 7
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Выборы в политической жизни общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие выборов.
2. Важнейшие функции выборов:
а) реализация принципа народовластия;
б) осуществление контроля со стороны общества за институтами власти;
в) обновление политической элиты;
г) представительство интересов разных социальных страт (групп, слоёв);
д) легитимация органов власти.
3. Принципы демократических выборов:
а) прямые, равные, тайные всеобщие выборы;
б) отсутствие дискриминации (по любому признаку);
в) альтернативные (наличие двух и более политических партий);
г) регулярное проведение.
4. Виды основных избирательных систем:
а) пропорциональная;
б) мажоритарная;
в) смешанная.
5. Этапы избирательного процесса:
а) Назначение даты выборов;
б) Выдвижение кандидатов и партий
в) Голосование и подведение результатов
6. Выборы и референдум
Задача 8
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Основные типы экономических систем». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Экономическая система как способ организации хозяйственной жизни общества.
2. Функции экономических систем:
а) удовлетворение материальных потребностей общества;
б) организация потребления (распределения) ограниченных благ;
в) определение способа и характера производства.
3. Типы экономических систем:
а) традиционная экономика;
б) рыночная экономика;
в) административно-командная (плановая) экономика;
г) смешанная экономика.
4. Основные различия между экономическими системами:
а) доминирующие формы собственности;
б) роль государства в экономике;
в) механизмы регулирования хозяйственной деятельности.
5. Признаки рыночной экономики:
а) Свободное ценообразование
б) Конкуренция производителей
в) Преобладание частной собственности
6. Специфика современного социально ориентированного рыночного хозяйства (особый тип смешанной экономики).
Задача 9
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль экономики в обществе». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Подходы к пониманию термина «экономика»:
а) как хозяйство;
б) как наука;
2. Основные вопросы экономики:
а) что производить?
б) как производить?
в) для кого производить?
3. Основные элементы экономического кругооборота:
а) производство благ;
б) распределение благ;
в) обмен;
г) потребление благ.
4. Уровни организации экономической деятельности:
а) экономика домашнего хозяйства;
б) экономика фирмы;
в) национальное хозяйство;
г) мировая экономика.
5. Специфика экономического развития в современном мире (глобализация экономики).
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Задача 10
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовая деятельность». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Труд — процесс преобразования ресурсов в материальные и иные блага.
2. Характер нагрузки в труде:
а) физический и умственный;
б) простой и сложный.
3. Признаки трудовой деятельности:
а) практический характер (удовлетворение потребностей);
б) преобразовательный характер;
в) творческий характер (создание нового).
4. Роль труда в становлении личности и формировании коллектива:
а) развитие коммуникативных умений;
б) развитие мышления;
в) формирование умений коллективной деятельности.
5. Труд — основа благосостояния общества.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Задача 11
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экономические функции государства». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Экономические функции государства:
а) законодательное регулирование экономики;
б) предоставление общественных благ;
в) проведение социальной политики;
г) обеспечение экономического роста;
д) стабилизация экономики.
2. Кредитно-денежная (монетарная политика):
а) регулирование размеров резервных фондов;
б) ставка рефинансирования;
в) операции на открытом рынке;
г) эмиссия денег.
3. Бюджетно-налоговая политика (фискальная политика):
а) инструменты бюджетно-налоговой политики;
б) стимулирующая фискальная политика;
в) сдерживающая фискальная политика.
Задача 12
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Наука в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых три или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие науки.
2. Классификация наук по предмету и методу познания:
а) естественные;
б) социально-гуманитарные;
в) точные науки.
3. Функции современной науки:
а) культурно-мировоззренческая;
б) познавательно-объяснительная;
в) прогностическая;
г) интегрирующая;
д) социальная и другие.
4. Методы научного познания:
а) Эмпирические;
б) Теоретические.
5. Признаки (особенности) науки.
а) системность
б) доказательность
в) объективность и другие
Обязательными пунктами будут 2-5
Задача 13
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правонарушение». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых три или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие правонарушения.
2. Специфические признаки правонарушения:
а) противоправный характер;
б) нарушает права и свободы граждан, наносит вред личности, обществу, государству;
в) виновное деяние (действие или бездействие);
г) за него предусмотрена юридическая ответственность.
3. Виды правонарушений:
а) преступления;
б) проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые).
4. Состав правонарушения:
а) субъект;
б) объект;
в) объективная сторона;
г) субъективная сторона.
5. Виды юридической ответственности
а) гражданско-правовая
б) административная
в) уголовная
г) дисциплинарная.
6. Деятельность правоохранительных органов по предупреждению правонарушений.
Обязательные пункты 2-5
Задача 14
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие деятельности.
2. Специфические признаки, отличающие деятельность человека от поведения животных:
а) преобразовательный характер;
б) возможность целеполагания;
в) использование орудий труда, не существующих в природе;
г) творческий характер и др.
3. Структура деятельности:
а) субъект;
б) объект;
в) цель;
г) средства;
д) результат и др.
4. Виды деятельности:
а) игра;
б) учение.
в) труд и др.
5. Факторы, влияющие на успешность деятельности.
Задача 15
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Российская федерация: Форма государства». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах. P.S. Помни, что это не тоже самое, что и план «Формы государства», тут уклон в РФ.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие формы государства.
2. Форма государства РФ:
а) форма правления — республика;
б) форма государственного устройства — федерация;
в) политический режим — демократический.
3. Принципы федеративного устройства РФ:
а) равноправие субъектов РФ;
б) разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов;
в) равноправие и самоопределение народов РФ.
4. Принципы демократического режима РФ:
а) народ — источник власти;
б) политический и идеологический плюрализм;
в) гарантия прав и свобод человека и гражданина.
5. РФ как правовое государство
Задача 16
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Виды знаний». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Знание как форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
2. Классификация знаний по степени научности:
а) научные знания;
б) вненаучные знания.
3. Виды научных знаний:
а) эмпирические (опытные) знания;
б) теоретические знания.
4. Источники вненаучного знания:
а) житейские (обыденные) знания (констатация и простое описание фактов);
б) мифологические знания;
в) религиозные знания;
г) художественные образы искусства и пр.
5. Роль знаний для жизни человека и развития общества.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Задача 17
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовые правоотношения». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Определение трудовых правоотношений.
2. Участники трудовых отношений, их права и обязанности:
а) работники;
б) работодатели.
3. Заключение трудового договора — необходимое условие возникновения трудовых правоотношений.
4. Основания прекращения действия трудового договора:
а) соглашение сторон;
б) истечение срока контракта;
в) расторжение трудового договора по инициативе работника;
г) нарушение трудовой дисциплины работником;
д) ликвидация организации и пр.
5. Трудовой спор и пути его разрешения.
6. Особенности труда несовершеннолетних:
а) не допускаются испытательные сроки;
б) сокращённая продолжительность рабочего времени;
в) пониженные нормы выработки;
г) отпуск 31 календарный день в любое удобное для работника время и др.
7. Особенности трудовых правоотношений в современной России.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Задача 18
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданский процесс». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Гражданский кодекс РФ — правовая основа для решения имущественных споров.
2. Принципы гражданского судопроизводства:
а) равенство перед законом;
б) независимость суда;
в) гласность судебного разбирательства;
г) состязательность и равноправие сторон;
д) обязательность исполнения судебных постановлений;
е) возможность обжалования судебных решений.
3. Участники гражданского процесса (стороны гражданского процесса — если пункт формулируется так, то должен быть только истец и ответчик):
а) суд;
б) истец;
в) ответчик;
г) третьи лица — лица, имеющие собственный интерес в деле (прокурор, представители органов опеки и попечительства и пр.);
д) лица, способствующие правосудию, — свидетели, эксперты, переводчики, специалисты и др.
4. Права участников гражданского процесса:
а) право знакомиться с материалами дела;
б) право заявлять ходатайства;
в) право задавать вопросы;
г) право обжаловать решение в кассационной или надзорной инстанции и т. д.
5. Основные этапы гражданского процесса:
а) возбуждение производства по делу;
б) слушание дела в судебном заседании;
в) объявление решения суда;
г) вступление решения в законную силу и исполнительное производство.
6. Роль судьи в гражданском процессе.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Обязательными пунктами будут 2, 3 и 5.
Задача 19
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое участие граждан». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решение
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «политическое участие».
2. Вовлечение индивидов в политическую деятельность:
а) политики «по случаю»;
б) политики «по совместительству»;
в) профессиональные политики.
3. Формы политического участия в современном обществе:
а) избиратель;
б) член политической партии, участник общественно-политического движения;
в) депутат парламента;
г) президент РФ;
д) политический лидер и др.
4. Компетентность избирателя:
а) знание политических программ кандидатов;
б) формы участия в избирательной кампании;
в) осознанный выбор;
г) предъявление требований к избранному депутату и др.
5. Политическая компетентность граждан и эффективность политического участия.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Задача 20
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Финансовые институты в условиях рыночной экономики». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решение
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие финансового института.
2. Виды финансовых институтов РФ:
а) банки (Центральный банк РФ и коммерческие банки);
б) кредитные организации;
в) инвестиционные фонды;
г) страховые компании;
д) пенсионные фонды;
е) фондовые биржи.
3. Функции финансовых институтов:
а) распределительная;
б) контрольная;
в) регулирующая;
г) стабилизирующая;
д) фискальная;
е) стимулирующая.
4. Роль финансовых институтов в рыночной экономике:
а) сбережение финансовых ресурсов;
б) осуществление посредничества кредиторов с заёмщиками;
в) совершение расчётных операций;
г) передача риска;
д) организация валютных операций и др.
5. Финансовый кризис и пути его преодоления.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.