Задание 15. Право. Классфицикация. ЕГЭ 2024 по обществознанию
Средний процент выполнения: 59.9%
Ответом к заданию 15 по обществознанию может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Задачи для практики
Задача 1
Установите соответствие между видами юридических лиц и организационно-правовыми формами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ | ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ |
А) товарищество собственников жилья Б) религиозное объединение B) крестьянское фермерское хозяйство Г) полное товарищество Д) благотворительный фонд |
1) некоммерческие 2) коммерческие |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем условие задания. Разница между коммерческими и некоммерческими видами юридических лиц состоит, как мы помним, в целях деятельности. Если главная цель не состоит в получении прибыли, то это некоммерческое лицо, если получение прибыли основная цель – коммерческое. Соответственно, некоммерческие лица – варианты А), Б) и Д), коммерческие – В), Г).
Задача 2
Установите соответствие между видами договоров в трудовом праве и элементами их содержания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ | ВИДЫ ДОГОВОРОВ |
А) профессия, должность, место работы работника Б) право на забастовку B) индексация заработной платы в зависимости от уровня инфляции Г) заработная плата работника, надбавки и доплаты к ней Д) условие о соблюдении коммерческой тайны |
1) индивидуальный трудовой договор 2) коллективный договор |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем условие задания и представленные варианты ответа. Нам необходимо разобраться, в чем будет заключаться принципиальная разница между индивидуальным и коллективным трудовым договором. Индивидуальный устанавливает подробные условия трудовой деятельности конкретного работника, коллективный отражает социальные гарантии труда работников. Соответственно, в коллективном договоре отражено право на забастовку и индексация заработной платы в зависимости от инфляции (Б), В), остальные элементы содержания относятся к индивидуальному договору.
Задача 3
Установите соответствие между правами и обязанностями налогоплательщика и элементами его статуса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА | ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА |
А) ознакомление с актами проверок, проведённых налоговыми органами Б) предоставление в налоговые органы документов для исчисления и уплаты налогов B) ведение бухгалтерского учёта Г) обжалование решений налоговых органов Д) пользование налоговыми льготами |
1) права 2) обязанности |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Разделим понятия обязанности и права налогоплательщика. Права – это то, что предоставляют налоговые органы для налогоплательщика (например, налоговая тайна). Обязанности предполагают непременное выполнение определенных правил и норм налогоплательщиком. Соответственно, к правам отнесем варианты А), Г), Д), обязанностям – Б), В).
Задача 4
Установите соответствие между лицами, являющимися участниками уголовного процесса, и их правами и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ | ЛИЦО — УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА |
А) сбор и предоставление доказательств Б) надзор за процессуальной деятельностью B) уголовное преследование от имени государства Г) знакомство с материалами дела Д) подача жалоб |
1) прокурор 2) защитник |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Для ответа на задание достаточно знать, что прокурор представляет сторону государственного обвинения (его задача – доказать вину обвиняемого), а защитник (как правило, профессиональный адвокат) отстаивает сторону защиты. Соответственно, правильный ответ 1, 1, 1, 2, 2.
Задача 5
Установите соответствие между наказаниями и видами ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАКАЗАНИЯ | ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ |
А) лишение специального права Б) лишение свободы B) предупреждение Г) дисквалификация Д) исправительные работы |
1) административная 2) уголовная |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Логично предположить, что уголовная ответственность приводит к более тяжелой форме наказания, чем административная (в уголовном праве мы имеем дело с преступлением, а в административном – с проступком). Тогда совершенно ясно, что такие наказания, как лишение специального права, предупреждение, дисквалификация связаны с административной ответственностью, лишение свободы и исправительные работы – с уголовной.
Задача 6
Установите соответствие между субъектами правовой системы и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | СУБЪЕКТЫ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ |
А) защита интересов обвиняемого в уголовном судопроизводстве Б) представительство в судах B) свидетельствование подлинности подписи на документе Г) удостоверение брачного договора Д) выдача свидетельства о праве на наследство |
1) адвокатура 2) нотариат |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Суть задания состоит в определении функций адвокатуры и нотариата. Как мы помним, адвокат защищает интересы граждан в суде, нотариус заверяет копии документов. Соответственно, полномочия нотариуса отражены в вариантах В), Г) и Д), адвоката – А), Б).
Задача 7
Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ | ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ |
А) потребительский кооператив Б) унитарное предприятие B) производственный кооператив Г) товарищество на вере Д) благотворительный фонд |
1) некоммерческие 2) коммерческие |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем условие задания. Разница между коммерческими и некоммерческими видами юридических лиц состоит, как мы помним, в целях деятельности. Если главная цель не состоит в получении прибыли, то это некоммерческое лицо, если получение прибыли основная цель – коммерческое. Соответственно, некоммерческие лица – варианты А) и Д), коммерческие – Б) В) и Г).
Задача 8
Установите соответствие между стадиями законотворческого процесса и действиями на каждой стадии: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ НА КАЖДОЙ СТАДИИ | СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА |
А) подписание президентом России Б) опубликование в средствах массовой информации В) внесение законопроекта на рассмотрение Г) обсуждение в парламентских палатах и комиссиях Д) получение нужного большинства голосов и в поддержку закона |
1) законодательная инициатива 2) рассмотрение законопроекта 3) принятие закона 4) санкционирование 5) вступление в силу |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Соотнесем стадии законотворческого процесса с действиями. Законодательная инициатива – это внесение законопроекта на рассмотрение в законодательный орган. Далее он поступает в специальные комиссии законодательного органа, которые готовят его для рассмотрения и обсуждения на заседаниях парламента. После этого депутаты законодательного органа должны путем голосования принять или отвергнуть законопроект. В случае его принятия законопроект поступает на подпись президенту страны, и в случае положительного решения публикуется в официальных СМИ. Таким образом, правильный ответ 4, 5, 1, 2, 3.
Задача 9
Установите соответствие между элементами правовой нормы и их содержанием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОЙ НОРМЫ | ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОЙ НОРМЫ |
А) содержит предписание поведения субъекта в разных общественных отношениях Б) указывает на обязанности субъектов В) указывает жизненные обстоятельства (условия), при которых норма вступает в действие Г) содержит дозволение, предписание или запрет для субъекта права Д) определяет характер и меру наказания для нарушителя социальных норм |
1) гипотеза 2) диспозиция 3) санкция |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Давайте вспомним, что такое гипотеза, диспозиция и санкция как элементы правовой нормы. Гипотеза описывает обстоятельства наступления правовой нормы, диспозиция устанавливает должные правила поведения, а санкция – последствия их нарушения, ответственность. Вариант В) – гипотеза, А), Б), Г) – диспозиция и Д) – санкция.
Задача 10
Установите соответствие между органами судебной власти, действующими в Российской Федерации, и их полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ | ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ |
А) осуществление уголовного, гражданского, административного и иных видов судопроизводства Б) обеспечение верховенства и прямого действия Основного закона Российской Федерации В) рассмотрение дел о защите чести, достоинства и деловой репутации между юридическими лицами, а также гражданами со статусом предпринимателя Г) исполнение роли непосредственной вышестоящей судебной инстанции по отношению к мировым судьям Д) рассмотрение экономических споров между юридическими лицами, а также гражданами со статусом предпринимателя |
1) Конституционный суд Российской Федерации 2) суды общей юрисдикции 3) арбитражные суды |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Для решения этого задания необходимо помнить соответствующие статьи Конституции РФ, определяющие функции судов. Но даже в случае если мы их не помним, можно найти правильные варианты ответа, обращая внимание на название судебных органов. Перечисление различных видов судопроизводства без конкретной специализации ясно говорит в пользу того, что это полномочия судов общей юрисдикции. Далее читаем следующее полномочие. Основной закон страны – это конституция. Этим будет заниматься Конституционный суд. Вопросы, связанные с экономическими отношениями, относятся к компетенции арбитражных судов. Мировые суды находятся на ступень ниже судов общей юрисдикции. Последние, в силу этого, выступают в роли вышестоящей судебной инстанции по отношению к мировым судам. Пятый пример полномочий связан с экономической деятельностью, что также относится к компетенции арбитражных судов.
Задача 11
Установите соответствие между видами юридической ответственности и примерами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ САНКЦИЙ | ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ |
А) лишение специальных прав Б) взыскание неустойки В) компенсация морального вреда Г) предупреждение Д) дисквалификация Е) конфискация орудия совершения правонарушения |
1) гражданско-правовая 2) административно-правовая |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Вспомним, что регулируется административными и гражданскими нормами права. Административные правоотношения связаны с функционированием органов государственной власти, должностных лиц, а также административное право регулирует взаимоотношения граждан и органов государственной власти. Нормы гражданского права применимы к регулированию имущественных и личных неимущественных отношений. Соответственно, гражданско-правовая ответственность будет связана с санкциями материального характера, а административно-правовая – ограничение, лишение прав и т.д. Исходя из этого, правильный ответ 2, 1, 1, 2, 2, 2.
Задача 12
Установите соответствие между примерами правоотношений и регулирующими их отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ | ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) хозяйственная деятельность предприятий и учреждений Б) исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов В) отношения между налоговой инспекцией и предпринимателями Г) вопросы владения, пользования и распоряжения собственностью, её приобретения и отчуждения Д) заключение договора о пользовании имуществом |
1) административное 2) гражданское |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Вспомним, что регулируется административными и гражданскими нормами права. Административные правоотношения связаны с функционированием органов государственной власти, должностных лиц, а также административное право регулирует взаимоотношения граждан и органов государственной власти. Нормы гражданского права применимы к регулированию имущественных и личных неимущественных отношений. Исходя из этого, примерами административных правоотношений будут варианты Б) и В), гражданских – А), Г) и Д).
Задача 13
Установите соответствие между видами юридических фактов и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ |
А) причинение умышленного вреда здоровью Б) разрушение жилого дома землетрясением B) наступление совершеннолетия Г) заключение брачного контракта Д) драка подростков в городском парке |
1) событие 2) действие |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Прежде чем решать задание, нам необходимо вспомнить, в чем состоит разница между событием и действием. Событие происходит помимо воли человека, действие с ним связано. Теперь легко соотнести примеры и виды юридических фактов. События – Б) и В), действия – А), Г) и Д).
Задача 14
Установите соответствие между примерами и видами правонарушений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ |
А) работник без уважительной причины в течение четырёх часов подряд отсутствовал на рабочем месте Б) недостатки, выявленные пожарным инспектором, не были устранены в указанный срок В) поставщик продуктов питания в торговую сеть «Десяточка» не выполнил в срок свои обязательства Г) порча деревянной скамьи в городском парке Д) неисполнение долгового обязательства |
1) гражданское правонарушение 2) административный проступок 3) дисциплинарный проступок |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Вспомним, что относится к сфере гражданской, административной и дисциплинарной ответственности (что наступает вслед за правонарушением). Гражданское правонарушение связано с нарушением обязательств в области имущественных и неимущественных отношений между субъектами гражданских правоотношений; административный проступок – это как правило нарушение в сфере государственного управления, либо посягающее на общественную безопасность. Дисциплинарный проступок связан с противоправным действием работника, ненадлежащим выполнением им своих обязанностей. Исходя из этого правильный вариант ответа 3, 2, 1, 2, 1.
Задача 15
Установите соответствие между правами и возрастом гражданина, с которого человек может воспользоваться этими правами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРАВА | ВОЗРАСТ |
А) на вождение автомобиля Б) на благоприятную окружающую среду В) быть автором музыкального произведения Г) участвовать в выборах в органы местного самоуправления Д) на наследование дома |
1) независимо от возраста 2) только совершеннолетний |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем условие задания. Необходимо соотнести права и возраст гражданина, который может ими обладать. Или по-другому, как мы помним из курса права, речь в задании идет о дееспособности, которая связана с наступлением совершеннолетия. Вождение автомобиля и участие в выборах предполагает наступление полной дееспособности (человек отвечает за свои поступки и отдает отчет при их реализации), остальные права не зависят от возраста. Таким образом, правильный ответ 2, 1, 1, 2, 1.
Задача 16
Установите соответствие между задачами и органами, призванными защищать права человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЗАДАЧИ | ОРГАНЫ, ПРИЗВАННЫЕ ЗАЩИЩАТЬ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА |
А) удостоверение верности копий документов Б) представление государственного обвинения в судебном разбирательстве В) противодействие преступности, обеспечение общественной безопасности Г) свидетельство подлинности подписи на документах Д) надзор за соблюдением законов |
1) нотариат 2) прокуратура 3) полиция |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
В задании необходимо соотнести задачи и правоохранительные органы, их выполняющие. Нотариат удостоверяет документы, прокуратура представляет интересы государственного обвинения и осуществляет контроль за законностью, а полиция борется с преступностью. Исходя из этого, правильный ответ 1, 2, 3, 1, 2.
Задача 17
Установите соответствие между примерами и правами потребителя: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ |
А) гражданка не нашла на упаковке молока сведений о производителе товара | 1) право на информацию |
Б) гражданин приобрёл туфли и в первый день нóски обнаружил, что подошва отклеилась | 2) право на качественный товар |
В) при использовании новой электромясорубки в квартире гражданки Н. возник пожар | 3) право на безопасность товара |
Г) гражданин обнаружил, что приобретённый им продукт представляет собой не творог, как написано на этикетке, а творожный продукт | |
Д) губная помада, приобретённая гражданкой Н., вызвала у неё сильную аллергию; экспертиза установила, что болезнь связана с использованием производителем некоторых запрещённых веществ |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Соотнесем примеры прав потребителей, представленных в левом столбце с конкретными их правами, перечисленными в правом. Отсутствие сведений на упаковке пример нарушения права на информацию, так как это ограничивает доступ к получению сведений о производителе продукта. Пример отклеивания подошвы говорит о плохом качестве продаваемого товара. Это нарушает право на качественный товар. В случае возникновения пожара мы имеем дело с опасностью товара, т.е. нарушается наше право на безопасность товара. Если тип товара, указанный на упаковке не соответствует его содержанию это говорит о введении в заблуждение потребителя, т.е. нарушается право на информацию. В случае если товар нанес ущерб здоровью человека, мы имеем дело с такой его характеристикой как опасность, т.е. это вариант 3.