- Задание 9. Краткий письменный ответ на поставленный вопрос. ЕГЭ 2024 по литературе
- Задачи для практики
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Задача 10
- Задача 11
- Задача 12
- Задача 13
- Задача 14
- Задача 15
- Задача 16
- Задача 17
- Задача 18
- Задача 19
- Задача 20
- Что за задание?
- Что требуется?
- Как решать?
- Что необходимо знать?
Задание 9. Краткий письменный ответ на поставленный вопрос. ЕГЭ 2024 по литературе
Средний процент выполнения: 88.5%
Ответом к заданию 9 по литературе может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Задачи для практики
Задача 1
МОРЕ
Элегия
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
(В. А. Жуковский, 1822)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Как решена в данном стихотворении проблема романтического двоемирия?
Решение
Размышляя над поставленным вопросом, отметьте, что для В. А. Жуковского ключевой элегический мотив произведения связан с системой «двоемирия». Покажите, что этот мотив наиболее устойчиво реализуется в системе субъективного пейзажа, поэтому в стихотворении создаётся романтическая антитеза «здесь» и «там». Объясните, что с понятием «здесь» у В. А. Жуковского связаны представления о тревогах, горестях и бедах, а с понятием «там» — представления о покое, блаженстве, счастье. Поэтому отношения между земным и небесным приобретают в стихотворении форму последовательного дуализма. Наделяя природу тайнами, раскрывая через картину природы беспредельную глубину человеческой души, поэт передаёт неудовлетворённость существующим и страстное стремление к идеалу, без которого невозможна человеческая жизнь.
Подводя итоги вашим размышлениям, сделайте вывод о том, что романтическая антитеза «здесь» и «там» позволяет автору стихотворения укрупнить масштаб изображаемого и показать внутренний мир человека во всём его величии и красоте.
Задача 2
НАТЕ!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
(В. В. Маяковский, 1913)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Какие черты гротесковой лирики В. В. Маяковского нашли воплощение в данном стихотворении?
Решение
Размышляя над поставленной проблемой, вспомните, что в творчестве В. В. Маяковского 1913–1916 годов выделяется группа произведений, в которой сопрягаются лирический и сатирический пафос, приобретающий зачастую трагическую тональность.
Обратитесь к тексту стихотворения «Нате!» и покажите, как в нём находит развитие конфликт лирического героя В. В. Маяковского и его жизненных и творческих соперников — «жирных», с которыми ему уготована «борьба в веках». Подчеркните, что за элементами авангардистской игры угадываются настоящая злоба и ненависть к толпе.
Рассмотрите, как формируются гротесковые портреты мужчин с капустою в усах, зооморфные образы женщин-устриц. Гастрономический ряд полностью исчерпывает внутреннюю сущность «жирных». Антонимией миру «сытых» становится душа поэта, чья внутренняя сущность воплощается в метафоре — «бабочка поэтичного сердца». Поясните, как вы её понимаете.
Отметьте, что «бесценных слов транжир и мот» не хочет быть фокусником на потребу толпы. Он превращается в «грубого гунна», циника, который может радостно плюнуть толпе в лицо.
В качестве вывода напишите, что психологический портрет лирического героя в стихотворении «Нате!» характеризуется клоунадой, внешним позёрством и в то же время глубоким отчаянием и болью, которыми полна ранимая душа.
Задача 3
* * *
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошёл — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слёзы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Её волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?
И что ж теперь? И где всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолётным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В её душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе её цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слёз!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
(Ф. И. Тютчев, 1851)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Охарактеризуйте эмоциональный фон стихотворения Ф. И. Тютчева.
Решение
Приступая к выполнению задания, уточните значение термина «эмоция». Для этого обратитесь к справочной литературе и покажите, что понятие «эмоция» определяется с помощью слов «чувство» и «переживание»: «душевное переживание, волнение», «сильное душевное чувство, переживание». Скажите о том, что чувства могут иметь положительный и отрицательный тон (радость — печаль), особую группу образуют высшие чувства — нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Отметьте, что эмоциональный фон стихотворения «О, как убийственно мы любим…» создаётся совокупностью эмоций, чувств и настроений. Проанализируйте текст и убедитесь в том, что базовое переживание — любовь — выражено в тексте различными эмоциями: страсть, страдание, боль.
Покажите, что автором намеренно усиливается отрицательная значимость эмоций. Так, например, для подчёркивания глубины или остроты эмоционального состояния лирической героини Ф. И. Тютчев пользуется яркими выразительными средствами. Приведите примеры.
Обратите внимание на то, что наименования эмоций персонифицируются и в них отражена связь с природными стихиями (вода и огонь). Покажите сложную структуру эмоционального фона: для него характерны градация эмоций, их физические характеристики, их физиологические проявления, знаковость, импульсивность, всеохватность, человекоподобное действие.
Завершите ваши наблюдения выводом о полифункциональности и высокой эстетической значимости созданного в стихотворении эмоционального фона.
Задача 4
ПАМЯТНИК
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух про́йдет обо мне от Белых вод до Чёрных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчётных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И пре́зрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринуждённою рукой, неторопливой,
Чело твое зарёй бессмертия венчай.
(Г. Р. Державин, 1795)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Как понимает лирический герой стихотворения Г. Р. Державина бессмертную славу поэта?
Решение
Приступая к ответу на вопрос, обратите внимание на то, что через всё стихотворение проходит мысль о бессмертии поэта и его творчества. Приведите цитату.
Укажите, что идею бессмертия поэт выражает через гиперболы:
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.
Автор выражает уверенность в том, что память о нём будет жива, «доколь славянов род вселенна будет чтить». Важно отметить, что Г. Р. Державин приходит к пониманию бессмертия истинного творчества: единственный путь увековечить своё имя — стать творцом.
В заключении подчеркните, что основой искусства, его содержанием Г. Р. Державин считал истину. И задача настоящего поэта — разъяснять эту истину. Автор верит в силу слова и его бессмертие. Эту мысль Г. Р. Державин воплощает в образе памятника, который «металлов твёрже… и выше пирамид».
Задача 5
АВГУСТ
Так щедро август звёзды расточал.
Он так бездумно приступал к владенью,
и обращались лица ростовчан
и всех южан — навстречу их паденью.
Я добрую благодарю судьбу.
Так падали мне на плечи созвездья,
как падают в заброшенном саду
сирени неопрятные соцветья.
Подолгу наблюдали мы закат,
соседей наших клавиши сердили,
к старинному роялю музыкант
склонял свои печальные седины.
Мы были звуки музыки одной.
О, можно было инструмент расстроить,
но твоего созвучия со мной
нельзя было нарушить и расторгнуть.
В ту осень так горели маяки,
так недалёко звёзды пролегали,
бульварами шагали моряки,
и девушки в косынках пробегали.
Всё то же там паденье звёзд и зной,
всё так же побережье неизменно.
Лишь выпали из музыки одной
две ноты, взятые одновременно.
(Б. А. Ахмадулина, 1958)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Какую роль в стихотворении Б. А. Ахмадулиной играет мотив музыки?
Решение
Музыкальность данного стихотворения представлена не только в его звучании, но и в содержании. Приступая к выполнению данного задания, вспомните термин «звукопись». Звукопись — одно из свойств выразительной речи, совокупность приёмов, позволяющих сделать речь яркой, мелодичной. Далее проанализируйте текст самого стихотворения. Обратите внимание на то, что поэт использует обилие гласных в сочетании с согласными, что придаёт стихотворению благозвучие. Прокомментируйте, как именно автор использует аллитерацию и ассонанс. Приведите примеры. Музыкальность поэтического слова тесно связана и с содержанием стихотворения:
Мы были звуки музыки одной.
О, можно было инструмент расстроить,
но твоего созвучия со мной
нельзя было нарушить и расторгнуть.
Прокомментируйте строки, обратите внимание, что автор сравнивает родство душ лирических героев со звуками одной мелодии, тем самым подчёркивая абсолютную гармонию отношений.
Расставание, которое ждёт героев, автор также обыгрывает, обращаясь к музыкальной метафоре. Словно ноты из мелодии, «выпадают» герои лирического стихотворения из отношений.
В заключении отметьте, что мотив музыки в стихотворении не отделим от его звучания, реализован как в формальном, так и содержательном плане стихотворения.
Задача 6
ЛЕНИНГРАД
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей!
Узнавай же скорее декабрьский денёк,
Где к зловещему дёгтю подмешан желток.
Петербург! я ещё не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! у меня ещё есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
(О. Э. Мандельштам, 1930)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Какие художественные средства помогают автору изобразить предчувствие беды?
Решение
Начните с того, что тема стихотворения — гибель города и целой страны, человека в этом городе. Основная идея — предчувствие беды, которое проявляется на всех уровнях организации текста, особенно ярко передаётся благодаря тропам.
В первой строфе лирический герой не называет город по имени, он сравнивает его с близким человеком, одухотворяя его.
Во второй и третьей строфах появляются весточки тревоги. Это метафоры, благодаря которым составляется колористика стиха: гнетущий жёлтый цвет, вызывающий неприятие и омерзение в данном контексте.
Далее используется символика смертельной опасности: город мертвецов, где не слышно голосов и некому позвонить. Всё это нагнетает страх. В последней строфе дверные цепочки гремят кандалами (метафора), что не сулит ничего хорошего. Используя иронию («дорогие гости»), автор указывает на то, что пришельцы, вторгаясь в мир лирического героя, несут недобрые вести.
В заключении скажите о том, что О. Э. Мандельштам предчувствовал свой арест, случившийся в 1934 г., что и передано в этом стихотворении.
Задача 7
* * *
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
(Н. А. Некрасов, 1848)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Над какой социальной проблемой размышляет автор стихотворения?
Решение
Начните ответ с комментария о том, что это стихотворение относится к жанру гражданской лирики. Чёткое указание времени и места, где происходит действие, создаёт впечатление достоверности происходящего. Коротко охарактеризуйте лирический сюжет. Автор рассказывает историю избиения кнутом молодой крестьянки на Сенной площади. Хотя изображение и реалистично, оно является художественным вымыслом: женщин не наказывали на Сенной, а избиение кнутом отменили ещё в 1845 году. Но Н. А. Некрасов намеренно выбирает и место действия, и вид наказания, чтобы лучше донести свою идею. Ответ скрыт в последних двух строках произведения, где страдающая женщина названа сестрой Музы поэта.
Н. А. Некрасов, чьи произведения были посвящены страданиям простого народа, почти не публиковался из-за жёсткой ценуры. Спина женщины, распоротая кнутом, вызвала у поэта ассоциацию с текстами, отработанными цензором, где строки перечёркивали красные линии исправлений.
Поэт считал своим долгом создавать стихотворения, в которых изображены тяготы простого народа, но его Муза, подобно крестьянке, страдала от несправедливости и самодурства власти.
Задача 8
МАЙСКАЯ НОЧЬ
Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.
Царит весны таинственная сила
С звездами на челе.
Ты, нежная! Ты счастье мне сулила
На суетной земле.
А счастье где? Не здесь, в среде убогой,
А вон оно — как дым.
За ним! за ним! воздушною дорогой —
И в вечность улетим!
(А. А. Фет,1870)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
С какой целью А. А. Фет использует контраст в данном стихотворении?
Решение
Отвечая на данный вопрос, обратитесь к тексту стихотворения. Уже в первой строке, являющейся экспозицией, представлен контраст: дождливая пора сменяется приходом хорошей погоды, кроме того, очевидно, что прошёл последний дождик, который уже не так страшен, как буря, бушевавшая недавно. Благодаря этому контрасту создаётся впечатление, что на смену шумным грозам, бушующим в душе лирического героя, приходит умиротворение. Успокоение дарит ему и серп луны, озаряющий чистое небо.
Обратите внимание на переход от пейзажа к интимным чувствам лирического героя. Здесь представлены душевные метания из одной крайности в другую. Раскройте подробнее эту мысль. Но поэт всё-таки находит путь исцеления: он пребывает в забвении горечи прошлых дней.
В заключении скажите о том, что контраст помогает А. А. Фету раскрыть смысл метаний лирического героя.
Задача 9
* * *
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное –вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, —
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство–разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!
(А. А. Блок, 1914)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Как средства помогают автору в раскрытии переживаний лирического героя?
Решение
Начните с того, что в своём стихотворении А. А. Блок использует разнообразные средства выразительности.
Обратите внимание на синтаксический строй стихотворения. Выделите, прежде всего, такие средства, как синтаксический параллелизм, анафору, инверсию, риторическое восклицание и риторический вопрос. Приведите примеры этих средств выразительности. Напишите, для чего автор их использует. Поразмышляйте о том, что инверсия помогает поэту акцентировать определения, например, сон — «тяжёлый», юноша — «весёлый». Синтаксический параллелизм, с одной стороны, помогает передать скорость сменяющих друг друга мыслей лирического героя, с другой — показать интенсивный душевный порыв. Кроме того, анафора, соединяясь с градацией в последней строке, постепенно повышает эмоциональный тон стихотворения, который усилен риторическим восклицанием. Объясните, для чего автор использует другие средства.
Сделайте вывод о том, что синтаксические средства в данном стихотворении позволяют автору расставить акценты и раскрыть переживания героя.
Задача 10
НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
(М. Ю. Лермонтов, 1830)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова играет сопоставление лирического героя с нищим?
Решение
Начните сочинение с мысли о том, что стихотворение является классическим образцом любовной лирики. Передайте настроение произведения: оно наполнено горечью и отчаяньем лирического героя, который сравнивает себя с убогим нищим. Приведите в качестве примера строки из стихотворения.
Коротко рассмотрите композицию стихотворения: строфы можно разбить на две композиционные части, в которых сравниваются чувства нищего с чувствами лирического героя. Отметьте, что автор использует не только сравнение, но и другие средства художественной выразительности. Приведите примеры. Прокомментируйте.
Сделайте вывод о том, что сравнение лирического героя с нищим становится нарицательным символом человеческих пороков и душевной глухоты людей друг к другу.
Задача 11
ГРОЗА
Ревёт гроза, дымятся тучи
Над тёмной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся волны меж собой.
Вкруг скал огнистой лентой вьётся
Печальной молнии змея,
Стихий тревожный рой мятётся –
И здесь стою недвижим я.
Стою — ужель тому ужасно
Стремленье всех надземных сил,
Кто в жизни чувствовал напрасно
И жизнию обманут был?
Вокруг кого, сей яд сердечный,
Вились сужденья клеветы,
Как вкруг скалы остроконечной,
Губитель-пламень, вьёшься ты?
О нет! — летай, огонь воздушный,
Свистите, ветры, над главой;
Я здесь, холодный, равнодушный,
И трепет не знаком со мной.
(М. Ю. Лермонтов, 1830)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Каким предстаёт лирический герой в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Гроза»?
Решение
Начните свой ответ с того, что в стихотворении «Гроза» лирический герой предстаёт как герой-романтик. Поэт изображает его на фоне природной стихии.
В картине морской грозы поэт нагнетает атмосферу тревоги:
Ревёт гроза, дымятся тучи
Над тёмной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей
Толпяся волны меж собой.
Но бушующей картине грозы Лермонтов противопоставляет лирического героя. В отличие от кипучей стихии, он сохраняет неподвижность. Герой «недвижим» не только внешне, но и в душе. Он спокоен, холоден и даже равнодушен.
В монологе объясняются причины такого спокойствия: герой пережил разочарование в любви и в жизненных ожиданиях, стал жертвой злых сплетен и клеветы. И после бури людских страстей ему не страшны бури, бушующие в природе:
…летай, огонь воздушный,
Свистите, ветры, над главой;
Я здесь, холодный, равнодушный,
И трепет не знаком со мной.
В заключении подведите итоги вашим рассуждениям. Перечислите черты героя, которые выявлены вами, и назовите художественные средства, позволившие автору создать этот образ именно таким.
Задача 12
* * *
Я спросил сегодня у менялы,
Что даёт за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю»?
Я спросил сегодня у менялы,
Легче ветра, тише Ванских струй,
Как назвать мне для прекрасной Лалы
Слово ласковое «поцелуй»?
И ещё спросил я у менялы,
В сердце робость глубже притая,
Как сказать мне для прекрасной Лалы,
Как сказать ей, что она «моя»?
И ответил мне меняла кратко:
О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.
Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи рдеют,
Лепестками тая на губах.
От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду.
«Ты — моя» сказать лишь могут руки,
Что срывали чёрную чадру.
(С. А. Есенин, 1924)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Как лирический герой в стихотворении С. А. Есенина «Я спросил сегодня у менялы…» понимает любовь?
Решение
Внимательно прочитайте стихотворение. Обратите внимание на то, что условно произведение можно поделить на две композиционные части: вопросы лирического героя и ответы менялы. Вы можете прокомментировать чувство, переживаемое героем. Его искренность и глубина передаются повтором фразы «для прекрасной Лалы», приёмом психологизма, передающим волнение и робость героя. Далее отметьте: с помощью диалоговой формы автор даёт понять, что у лирического героя ошибочное представление о способах донести своё чувство до возлюбленной. Он пытается его выразить в словах «люблю», «поцелуй», «моя».
Отвечая, меняла даёт понять, что любовь не нуждается в словах. Её могут выразить глаза, горящие, «как яхонты». В рассуждениях о поцелуе в пятой строфе автор противопоставляет «надпись на гробах» и рдеющую розу, давая понять, что слова лишь омертвляют чувство:
Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах.
Красной розой поцелуи рдеют,
Лепестками тая на губах.
Обратите внимание на то, что детали, содержащиеся в монологе менялы (горящие глаза, поцелуи, рдеющие, как красные розы, на губах, смелые руки), говорят о любви как о страсти, преображающей человека. И дополняет концепцию автора мысль, выраженная в финальной строфе: настоящая любовь несёт радость и не угасает в беде.
Задача 13
* * *
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
(А. А. Ахматова, 1940)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Как в стихотворении А. А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» раскрывается позиция автора-поэта и в чём она заключается?
Решение
Отвечая на поставленный вопрос, вам необходимо раскрыть творческие взгляды и принципы, озвученные в приведённом стихотворении.
В стихотворении «Мне ни к чему одические рати…» (1940), которое входит в цикл «Тайны ремесла», центральной является тема поэзии, поэтического ремесла. Уже в первой строфе звучит мысль о том, что стихи не следует втискивать в рамки строгих жанровых канонов («Мне ни к чему одические рати/И прелесть элегических затей», «Не так, как у людей»), их прелесть в естественности и свежести.
В следующих строках «Когда б вы знали, из какого сора/Растут стихи, не ведая стыда» очень точно и просто обозначена иррациональная сущность творческого процесса, его неподвластность самому творцу. Метафорически назвав «сором» мысли и жизненные впечатления поэта, Ахматова во второй и третьей строфах вводит подчёркнуто прозаические образы, рождающие стих: «жёлтый одуванчик у забора», «лопухи и лебеда», «сердитый оклик», «запах дёгтя», «таинственная плесень». Во всём стихотворении утверждается мысль, что творчество должно быть свободным от канонов.
Задача 14
***
Она души не приняла.
А я старался. Так старался,
Что и свои забыл дела,
И без иной души остался.
Я говорю о ней: была.
Нехорошо. Она живая.
Она по-прежнему светла.
Она живёт, переживая,
Но — там, где я сгорел дотла,
С ней всё на свете забывая.
Я говорю о ней: была.
Она души не приняла.
Но это — малые дела
Среди дерзаний и сказаний.
Живи, да будет лик твой тих
И чист, как той весною ранней,
Среди оставшихся в живых
Воспоминаний…
Поминаний.
(В. Н. Соколов, 1971)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Каким предстаёт лирический герой в стихотворении «Она души не приняла» В. Н. Соколова?
Решение
Начните свой ответ с тезиса о том, что в стихотворении В. Соколова «Она души не приняла» лирический герой глубоко переживает разрыв отношений с возлюбленной. Прокомментируйте, как это показано в произведении. Обязательно аргументируйте свои рассуждения примерами из текста, анализируя их.
С помощью приёма гиперболы, осложнённой метафорой («я сгорел дотла,/С ней всё на свете забывая»), поэт подчёркивает, что любовь была смыслом жизни лирического героя. В стихотворении повторяется фраза «Я говорю о ней: была», словно герой пытается осознать то, что возлюбленная ушла из его жизни. Сила чувства раскрывается в утверждении автора о том, что для лирического героя его непринятая душа, непринятая любовь ничто, «малые дела» по сравнению со счастьем возлюбленной:
Живи, да будет лик твой тих
И чист, как той весною ранней,
Среди оставшихся в живых
Воспоминаний…
Поминаний.
Сделайте вывод в финальной части вашего ответа: лирический герой в стихотворении В. Соколова предстаёт человеком, переживающим драму безответной любви, глубоко и искренне любящим.
Задача 15
СНЕГ ИДЁТ
Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.
Снег идёт, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полёт, —
Чёрной лестницы ступени,
Перекрёстка поворот.
Снег идёт, снег идёт,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждёт.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идёт, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идёт,
Или как слова в поэме?
Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, и всё в смятеньи:
Убелённый пешеход,
Удивлённые растенья,
Перекрёстка поворот.
(Б. Л. Пастернак, 1957)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Как в стихотворении Б. Л. Пастернака «Снег идёт» раскрывается тема времени?
Решение
Прежде всего учтите тематическую принадлежность стихотворения. Б. Л. Пастернак рисует картину снегопада. Фиксируя движение снега, поэт передаёт движение времени. Повтор словосочетания «снег идёт», который звучит на протяжении всего стихотворения, передаёт ощущение движения. Лирический герой задаётся вопросом: «Может быть, за годом год/Следуют, как снег идёт,/Или как слова в поэме?» Хлопья падающего снега вызывают у него мысли о течении времени, которое может быть медленным и быстрым:
Снег идёт, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Образы дороги и пешехода поддерживают развитие темы времени. Дорога становится символическим воплощением жизненного пути, который совершает человек. А эпитет «убелённый» не только говорит о том, что человека покрыл снег, но и передаёт переносный смысл: голову пешехода покрыла седина, что также становится знаком движения времени.
Задача 16
ЛАСТОЧКИ
Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.
Вот понеслась и зачертила –
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.
И снова то же дерзновенье
И та же тёмная струя, —
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?
Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?
(А. А. Фет, 1884)
Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
9.1. Какова основная мысль в стихотворении А. А. Фета «Ласточки»?
9.2. Каково внутренне состояние лирического героя стихотворения?
Решение
Начните сочинение с того, что в основе данного стихотворения лежит мысль о непостижимости мира, о дерзости художника, стремящегося познать этот мир и передать таинство жизни в красках и словах.
Полёт ласточки «над вечереющим прудом», её «дерзновенье» вызывает у лирического героя Фета мысль о стремлении человека (прежде всего художника) постичь запредельный мир, соприкоснуться с таинством бытия. Смелое движение птицы над «гладью» пруда сравнивается с полётом мысли человека: «Не таково ли вдохновенье/И человеческого я?». В этом риторическом вопросе выражается кульминация размышлений лирического героя. Образ «сосуда скудельного», с которым себя сравнивает поэт, подчёркивает бренность человеческого гения и тщетность попыток выразить красоту «стихии чуждой, запредельной».
Задача 17
НАТЕ!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
(В. В. Маяковский, 1913)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Каким предстаёт лирический герой в стихотворении В. В. Маяковского «Нате!»?
Решение
Внимательно прочитайте стихотворение. Помните: Ваша работа должна обязательно содержать ответ на вопрос, который необходимо обосновать цитатами и комментариями к ним.
Обратите внимание, что лирический герой, он же поэт, показан в ситуации противостояния толпе. Он беспощадно критикует существующий миропорядок. Эту позицию передают яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей.
Публика принимает поэта за раба, готового выполнить любое её желание. Но он восстаёт против неё, провозглашая свою главную цель — служение искусству. В отличие от сытой самодовольной толпы, лирический герой обладает душевной щедростью. Он сознаёт, что его воспринимают как грубого гунна, и готов играть эту роль. Но герой понимает главное: его сердце подобно бабочке, хрупкое и нежное.
Задача 18
* * *
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно устыдилась
И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, когда б живые крылья
Души, парящей над толпой,
Её спасали от насилья
Безмерной пошлости людской!
(Ф. И. Тютчев, 1850–1851)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Каким предстаёт образ героини в стихотворении Ф. И. Тютчева «Чему молилась ты с любовью…»?
Решение
Внимательно прочитайте стихотворение. Начните с прямого ответа, который необходимо обосновать цитатами из стихотворения и комментариями к ним.
Лирическая героиня предстаёт в произведении Ф. И. Тютчева как хрупкое и чистое создание, которое с особым трепетом, «как святыню, берегла» свою любовь. Автор называет её душу святилищем, где она хранит свои тайны и чувства. Однако героиня беззащитна перед пошлой толпой, которая отдаёт на поруганье всё самое дорогое. Чтобы подчеркнуть чистоту лирической героини, Тютчев опосредованно сравнивает её с ангелом, говоря о крыльях души. В образе «души, парящей над толпой» автор воплощает сразу два смысла. С одной стороны, это знак смерти героини, с другой — знак её возвышения над толпой. Тютчев рассказывает историю героини, которая выше «безмерной пошлости людской».
Задача 19
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
(А. С. Пушкин, 1829)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Какую роль в стихотворении «Зимнее утро» играют эпитеты?
Решение
Внимательно прочитайте стихотворение. Обратите особое внимание на эпитеты, которые использует поэт. Подумайте, какие смыслы и оттенки настроения они передают в стихотворении.
В произведении «Зимнее утро» А. С. Пушкин использует большое количество эпитетов, которые помогают ему создать особенную атмосферу в стихотворении. Эпитеты «день чудесный», «друг прелестный» передают состояние внутреннего эмоционального подъёма лирического героя. Он восхищён новым днём. Вторая строфа контрастирует по настроению и по типу пейзажа с предыдущей и последующей частями произведения. Эпитеты в выражениях «мутное небо», «луна, как бледное пятно», «тучи мрачные» создают настроение печали и тревоги. Но контраст лишь оттеняет и усиливает доминирующее настроение восторга, восхищения, которое поддерживается эпитетами «великолепными коврами», «янтарным блеском», «весёлым треском», «приятно думать», «берег милый».
С помощью эпитетов А. С. Пушкин создаёт запоминающиеся пейзажные зарисовки и передаёт внутреннее состояние лирического героя, который с восторгом созерцает картины зимней сказки.
Задача 20
НОВАЯ ТЕТРАДЬ
Смущаюсь и робею пред листом
бумаги чистой.
Так стоит паломник
у входа в храм.
Пред девичьим лицом
так опытный потупится поклонник.
Как будто школьник, новую тетрадь
я озираю алчно и любовно,
чтобы потом пером её терзать,
марая ради замысла любого.
Чистописанья сладостный урок
недолог. Перевёрнута страница.
Бумаге белой нанесён урон,
бесчинствует мой почерк и срамится.
Так в глубь тетради, словно в глубь лесов,
я безрассудно и навечно кану,
одна среди сияющих листов
неся свою ликующую кару.
(Б. А. Ахмадулина, 1950)
Для выполнения задания используйте отдельный лист. Сначала сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Почему лирическая героиня испытывает трепет перед новой тетрадью?
Решение
Приступая к работе, внимательно прочитайте стихотворение. Помните: Вам необходимо дать прямой ответ на вопрос.
Начните своё небольшое сочинение с утверждения о том, что лирическая героиня испытывает трепет перед новой тетрадью, потому что для неё это особое сакральное пространство, в котором она будет создавать свой мир. Это новая возможность познать и выразить себя.
Далее аргументируйте свой ответ. Обратите внимание на то, что лирическая героиня сравнивает себя с паломником, стоящим «у входа в храм». Именно образ храма, соотнесённый с образом тетради, передаёт особое восприятие этого предмета. С чистой бумагой нельзя лукавить, с ней нужно быть откровенной. Сопоставление поэта со смущённым «опытным … поклонником» передаёт волнение и трепет художника, предвкушающего встречу с чем-то новым, неизведанным. Кроме того, сравнения дают понять, что сам процесс создания стихотворения — это священное действие, подобное молитве, это познание истинной красоты и чистоты.
С другой стороны, новая тетрадь даёт возможность воплотить любой дерзкий замысел:
Как будто школьник, новую тетрадь
я озираю алчно и любовно,
чтобы потом пером её терзать,
марая ради замысла любого.
Новая тетрадь является для героини тем, чему она откроется, тем, что отразит её сокровенные мысли, исповедью её души. Поэтому почерк героини «бесчинствует» и «срамится» одновременно. Эта метафора позволяет Ахмадулиной подчеркнуть сложность и противоречивость испытываемых чувств.