Задание 17. Анализ фрагментов текстов. ЕГЭ 2024 по истории
Средний процент выполнения: 53%
Ответом к заданию 17 по истории может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Задачи для практики
Задача 1
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
А) | «Того же лета безбожный злочестивый Ордынский князь Мамай поганый, собрав рати многие и всю землю половецкую и татарскую и [в войско своё нанял] рати фрягов, и черкесов, и ясов, и со всеми ими пошёл на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю русскую. И был месяц август, [когда] пришли от Орды вести к князю к великому Дмитрию Ивановичу, что движется рать татарская на христиан, <…>, и Мамай нечестивый люто гневался на великого князя Дмитрия <…>, [потому что до этого ордынцы] побиты были на реке Воже. Двигался [Мамай] силою многою, хотел пленить землю русскую. Это же слышав князь великий Дмитрий Иванович, собрав воинов многих, пошёл против них, хотя оборонить свою отчину и за святые церкви, и за правоверную веру христианскую, и за всю русскую землю. И переехав Оку, [он получил] другие вести, узнал, что Мамай за Доном собрав силы, в поле стоит и ждёт к себе на помощь Ягайла с войском литовским. Князь же великий пошёл за Дон и стал в поле чистом и очень большом, и туда подошли поганые половцы, татарские полки, и было то поле чистое на устье [реки] Непрядвы». |
Б) | «Пришла весть к великому князю, что на него идёт царь Ахмед со всею Ордою своею, и с царевичами, уланами и князьями, и с королем Казимиром заодно. Ведь этот король натравил царя на великого князя, мечтая погубить христиан. Князь же великий пошёл на Коломну, и сам остановился в Коломне, а сына своего великого князя Ивана оставил в Серпухове, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, прочих же князей и воевод разместил вдоль берега Оки. Когда царь Ахмед услышал, что князь великий стоит со всем своим войском вдоль берега Оки, то пошёл он в сторону Литовской земли, обходя реку Оку, для того, чтобы дождаться шедших к нему на помощь войск короля Казимира, и проводники повели татар к Угре-реке на броды. Князь же великий послал сына, и брата, и воевод своих на Угру со всем своим войском. И встали они на Угре и заняли броды и перевозы». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Современником событий был Сергий Радонежский.
- Итогом событий стало поражение русских войск.
- Описанным событиям посвящена картина художника М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем».
- Великий князь Московский, упомянутый в отрывке, заложил основы русского централизованного государства.
- Следствием событий стало установление вассальной зависимости русских княжеств от Золотой Орды.
- В описанный период времени союзниками русских были крымские татары.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем фрагменты исторических источников. Содержательно они сходны между собой. В обоих идет речь о нападении золотоордынских войск на русские княжества. В первом упоминается Мамай и великий князь Дмитрий Иванович. Далее идет речь о столкновении между ними за Доном на устье реки Непрядвы. Таким образом, речь идет о Куликовской битве 1380 года и разгроме сил Мамая. Во втором фрагменте также выделим ключевые параметры. Это имя руководителя татарских войск – хана Ахмеда, который подошел к реке Угре, на которой расположились русские дружины. Соответственно, в этом историческом фрагменте идет речь о стоянии на реке Угре, которое закончилось окончательным освобождением Руси от зависимости Золотой Орды. Соответственно, правильный ответ 1, 3 и 4, 6.
Задача 2
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
А) | «Наутро же, в пятницу, в обеденное время, встретились с полками половецкими; успели подготовиться половцы: вежи свои отправили назад, а сами, собравшись от мала до велика, стали на противоположном берегу реки Сюурлий. А наши построились в шесть полков: Игорев полк посередине, а по правую руку — полк брата его Всеволода, по левую — Святослава, племянника его, перед этими полками — полк сына его Владимира и другой полк, Ярославов, — ковуи с Ольстином, а третий полк впереди — стрелки, собранные от всех князей. И так построили полки свои. И обратился Игорь к братии своей: „Братья! Этого мы искали, так дерзнём же!“ И двинулись на половцев, возложив на Бога надежды свои». |
Б) | «В год 6732. Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы хоть и вышли на сражение, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты — [вплоть] до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: „Если вы нам не поможете, то ныне мы были порублены, а завтра вы порублены будете“. Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: „Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей“. На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий — они были старейшими князьями Русской земли. Юрия же, великого князя Суздальского, на том совете не было. Притом же были младшие князья — Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и многие иные князья». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Приведённый отрывок из летописи повествует о событиях XII в.
- Приведённый отрывок из летописи повествует о событиях XIII в.
- События, описанные в отрывке, закончились полной победой русских дружин.
- Современником событий был Дмитрий Донской.
- В описанных событиях половцы были союзниками русских князей.
- В описанных событиях половцы были противниками русских князей.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем фрагменты из исторических сочинений и выделим в них главное. В первом идет речь о сражении между русскими дружинами и половцами. Названия русских полков и их местоположение позволяет предположить, что скорее всего речь идет о походе князя Игоря против половцев в XII веке. Таким образом, правильный ответ 1 и 6. Во втором фрагменте говорится о первом военном столкновении между русскими и татарами. Как известно, оно закончилось сражением на реке Калке в 1223 году. В нем союзниками русских дружин были половцы. Таким образом, правильный ответ 2, 5.
Задача 3
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
А) | «И пришли татары, и начали стрелять в наших… И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стоят, ожидая, когда замёрзнет река… Когда же река замёрзла, князь великий велел сыну своему, великому князю Ивану, и брату своему, князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами идти к нему к Кременцу, боясь татарского нашествия, чтобы, соединившись вместе, бороться с врагом. В граде же Москве все были в страхе. Когда наши отступили от берега, тогда татары, одержимые страхом, побежали, думая, что русские пускают их на берег, желая с ними биться… Князь же великий с сыном и с братьями, и со всеми воеводами пошёл к Боровску, говоря, что там учинит с ними бой. Царь […] убежал в Орду, и пришёл на него ногайский царь Ивак и Орду взял, и его убил…» |
Б) | «Князь же великий подошёл к реке Дону за два дня до Рождества Святой Богородицы… Пришли они к Дону, стали тут, и много раздумывали. Одни говорили: „Пойди, князь, за Дон“. А другие сказали: „Не ходи, так как слишком умножились враги наши, не только татары, но и литовцы, и ря- занцы…“ … сказал брату своему и ко всем князьям и воеводам великим: „Пришло, братья, время брани нашей… и велел мосты мостить на Дону и броды разыскивать… На следующий день, в субботу рано, 8 сентября в восьмой день, в самый праздник… была тьма великая по всей земле, и туманно было то утро до третьего часа. Князь великий собрал полки свои великие, и все его князья русские свои полки приготовили, и великие его воеводы облачились в одежды праздничные, и случайности смертельные уничтожились… и гудела земля, и горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных… и сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде…“» |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Руководил русскими войсками в данной битве Дмитрий Донской.
- Монголо-татарские войска возглавлял хан Батый.
- На битву, описанную в отрывке, благословил Сергий Радонежский.
- После этой битвы Русь окончательно освободилась от монголо-татарской зависимости.
- Битва вошла в историю под названием Стояние на Угре.
- Битва произошла в XIII в.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем фрагменты источников. В первом идет речь о столкновении с татарами на реке. До прямого военного сражения дело не дошло, но в итоге татары бежали и их царь (хан) был убит в Орде ногайским ханом. Как мы знаем из истории, стояние на реке Угре в 1480 году привело к падению золотоордынского ига. Во втором фрагменте идет речь о сражении с татарами возле реки Дон. Оно окончилось победой великого князя. Соответственно, мы имеем дело с таким событием как Куликовская битва, а руководителем русских войск был Дмитрий Донской. Таким образом, правильный ответ – 4, 5 и 1, 3.
Задача 4
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
А) | «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон. Ждали вы, что даст вам царь волю, вот вам и вышла от царя воля. Хороша ли воля, какую дал вам царь, сами вы теперь знаете. Много тут рассказывать нечего. На два года остаётся всё по-прежнему: и барщина остаётся, и помещику власть над вами остаётся, как была. А где барщины не было, а был оброк, там оброк остаётся, либо какой прежде был, либо ещё больше прежнего станет. Это на два года, говорит царь. В два года, говорит царь, землю перепишут да отмежуют. Как не в два года!» |
Б) | «Революционер — человек обречённый. Беспощадный для государства и вообще для всего сословно-образованного общества, он и от них не должен ждать для себя никакой пощады. Между ними и им существует тайная или явная, но непрерывная и непримиримая война на жизнь и насмерть. Он каждый день должен быть готов к смерти. Он должен приучить себя выдерживать пытки. Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нём единою холодною страстью революционного дела». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Автор документа казнён за участие в покушении на Александра II.
- Отрывок является частью «Катехизиса революционера».
- Документ был впервые опубликован в газете «Русский инвалид».
- Автором документа считается Н. Г. Чернышевский.
- Данная прокламация появилась в 1861 г.
- Автор документа умер в Петропавловской крепости.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем представленные в задании фрагменты источников. В первом идет речь о крестьянской реформе 1861 года, которая, по мнению автора прокламации, не дала крестьянам того, что они хотели и сохранила прежние повинности и зависимость крестьян от помещиков. Как мы помним, эта прокламация называлась «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Ее автор Н.Г. Чернышевский, вариант 4. Прокламация написана в 1861 году, после отмены крепостного права, вариант 5. Во втором фрагменте описывается личность революционера, как он должен себя вести и общаться с окружающими его людьми. Это «Катехизис революционера», написанный С.Г. Нечаевым. Соответственно, правильный ответ 2 и 6.
Задача 5
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
А) | «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нём своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря». |
Б) | «Ольга с сыном своим (___) собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против неё. И когда сошлись оба войска для схватки, (сын) бросил копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был (сын) ещё ребёнок. И сказали Свенельд и Асмуд: „Князь уже начал; последуем, дружина, за князем“. И победили древлян». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Результатом данного события стало изменение порядка сбора дани.
- Результатом данного события стало принятие Русью православия.
- Данное событие произошло в первой половине XI в.
- Упомянутый в источнике князь заключил первый письменный договор с Византией.
- Упомянутый в источнике князь разгромил Хазарский каганат.
- Данное событие произошло во второй половине IX в.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем представленные в задании фрагменты исторических источников и выделим в них существенное. В первом говорится о походе князя Олега, который закончился взятием Киева, где княжили Аскольд и Дир. Таким образом, в задании идет речь об образовании Древнерусского государства. Соответственно, правильный ответ 4, 6. Во втором фрагменте идет речь о походе княгини Ольги вместе с малолетним сыном против древлян. Можно сделать вывод, что этот поход состоялся после восстания древлян, которые убили киевского князя Игоря, собиравшего с них дань. Правильные ответы 1 и 5 (малолетний князь – Святослав Игоревич).
Задача 6
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
А) | «В Нижнем же казны становилось мало. Он же нача писать по городам в Поморские и во все Понизовые, чтоб им они помогали идти на очищение Московского государства. В городах же слышали в Нижнем собрания, рады были, и посылали к нему на совет и многую казну к нему посылали и свезли к нему из городов многую казну. Слышали же в городех ратные люди, что в Нижнем собираются все свободные люди, пошли из всех городов. Первые же пришли коломничи, потом рязанцы, потом же из Украинных городов многия люди и казаки и стрельцы, кои сидели в Москве при царе Василье. Они же им даваша жалованье. Богу же преизревшу на ту рать, и даст меж ними совет велий и любовь, что отнюдь меж ими не было вражды никакой». |
Б) | «Позиция весьма невыгодна, дождаться в ней неприятеля весьма опасно; превозмочь его, располагающего превосходными силами, более нежели сомнительно. Если бы после сражения могли мы удержать место, но такой же потерпели урон, как при Бородине, то не будем в состоянии защищать столько обширного города. Потеря Москвы будет чувствительною для государя, но не будет внезапным для него происшествием, к окончанию войны его не наклонит и решительная воля его продолжать ее с твёрдостью. Сохранив Москву, Россия не сохраняется от войны жестокой, разорительной; но сберегши армию, ещё не уничтожаются надежды отечества, и война, единое средство к спасению, может продолжаться с удобством. Успеют присоединиться, в разных местах за Москвой приуготовляемые, войска; туда же заблаговременно перемещены все рекрутские депо». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Документ имеет отношение к совещанию в Филях.
- События происходили во время Ливонской войны.
- Современниками событий были К. Минин и Д. Пожарский.
- По итогам войны состоялся третий раздел Речи Посполитой.
- Битва при Бородине состоялась 26 августа 1812 г.
- Ради освобождения Москвы ополчение создавалось дважды.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем фрагменты исторических источников. В обоих идет речь о нашествии неприятеля на Россию. Выделим самое главное в двух фрагментах. В первом идет речь о сборе ополчения для защиты Москвы. Причем это ополчение собирается в Нижнем Новгороде. Как мы помним, подобные события имели место в период Смутного времени начала XVII века. Соответственно, выбираем варианты 3 и 6. Во втором фрагменте речь идет о событиях Отечественной войны 1812 года, так как упоминается Бородино и происходит совет, цель которого решить, нужно ли защищать Москву от французов. К этому фрагменту относятся варианты 1 и 5.
Задача 7
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
А) | 1) «Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, также женского пола, которые вместо должных по своим званиям услуг, воровством, пьянством, и прочими непристойными предерзостными поступками, многий вред, разорения, убытки и беспокойства приключают, и другим, подобным себе, наивящие к таким же вредным поступкам примеры подают, таковых за оныя непотребства, однако же годных к крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет, отдавать к объявленному поселению, коих для помянутого отправления в Сибирь принимать по заручным доношениям, от самых помещиков, или от их поверенных…» |
Б) | 1) «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин… 5) Дворовые люди и крестьяне, кои доселе отпущаемы были лично на волю с обязательством избрать род жизни, могут в положенный законами срок вступить в сие состояние свободных земледельцев, если приобретут себе земли в собственность. Сие распространяется и на тех из них, кои находятся уже в других состояниях и перейти в земледельческое пожелают, приемля на себя и все обязанности оного». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Данный указ был издан Петром I.
- По данному указу помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь на поселение.
- Данный указ был издан в годы дворцовых переворотов.
- Согласно указу в России создавались военные поселения.
- Указ подписал император Александр I.
- В народе известен как указ «о вольных хлебопашцах».
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Прочитаем внимательно представленные в задании фрагменты исторических источников и выделим в них главное. Они близки по своему содержанию, так как посвящены положению крестьян, находящихся в крепостной зависимости. Существенное отличие между ними состоит в том, что в первом источнике говорится о наказании крестьян за сопротивление помещикам, а во втором – о возможности их освобождения от крепостной зависимости. Как мы помним, в середине XVIII века был принят ряд указов, ухудшающих положение крестьянства, соответственно первому фрагменту соответствуют характеристики 2 и 3. И во втором фрагменте идет речь о так называемом указе о «вольных хлебопашцах» от 1803 года. Этому фрагменту соответствуют варианты 5 и 6.
Задача 8
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
A) | «Со времён Петра упало духовенство в России. Первосвятители наши уже только были угодниками царей и на кафедрах языком библейским произносили им слова похвальные. Для похвал мы имеем стихотворцев и придворных — главная обязанность духовенства есть учить народ добродетели, а чтобы сии наставления были тем действительнее, надобно уважать оное. Если государь председательствует там, где заседают главные сановники церкви, если он судит их или награждает мирскими почестями и выгодами, то церковь подчиняется мирской власти и теряет свой характер священный; усердие к ней слабеет, а с ним и вера, а с ослаблением веры государь лишается способа владеть сердцами народа в случаях чрезвычайных». |
Б) | «Он очень любил военное дело и не носил другой одежды, кроме мундира; но он с каким-то энтузиазмом хотел подражать во всём королю Пруссии, как его личности, так и в военном деле; он был полковником прусского пехотного полка и носил его мундир, что, казалось, вовсе не соотносилось с его саном. Неизвестны религиозные убеждения императора, но примечательно, что во время богослужения он был крайне невнимателен, вызывал возмущение тем, что ходил туда-сюда, чтобы поболтать с дамами. Было также и нечто восторженное и в той поспешности, с которой он хотел выступить с российской армией, чтобы возвратить герцогство Шлезвигское и начать войну с королём Дании, которого нужно было, как он говорил, низложить и сослать в Малабар». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- В правление этого монарха произошёл переход от конфронтации к союзу с Пруссией.
- Монарх, упомянутый в отрывке, был мужем Екатерины I.
- В период правления монарха, упомянутого в отрывке, были отменены таможенные пошлины.
- Монарх, упомянутый в отрывке, начал секуляризацию церковных земель.
- Автор обвиняет монарха в переходе в протестантство.
- В период правления монарха, упомянутого в отрывке, был установлен светский контроль над церковью.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитай приведенные в задании фрагменты исторических источников. Обращай внимание, что тексты либо сходны между собой, либо посвящены одному периоду истории. Прочитаем первый фрагмент. В нем прямо упоминается имя царя, это Петр I. При нем, как мы помним, было ликвидировано патриаршество в России и учрежден Синод как высший орган руководства церкви. Теперь мы легко определим, что содержанию текста соответствуют варианты 2 и 6. Во втором фрагменте также говорится об императоре России. Образ, нарисованный автором текста, убеждает нас, что этот правитель явно не любил Россию, ее культуру, традиции, и вряд ли был православным человеком. К тому же он являлся поклонником прусского короля. Теперь вспоминаем, что в истории России был только один такой монарх — Петр III.
Задача 9
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
A) | «Прожив с первой своей женой Соломонией двадцать шесть лет, он постриг её в монашество, хотя она не помышляла об этом и не хотела этого, и заточил её в самый дальний монастырь, находящийся за двести с лишним миль от Москвы, в Каргопольской земле. Итак, он распорядился ребро своё, то есть Богом данную святую и невинную жену, заключить в темницу, крайне тесную и наполненную мраком. А сам женился на Елене, дочери Глинского, хотя и препятствовали ему в этом беззаконии многие святые и добродетельные не только монахи, но и сенаторы его». |
Б) | «Он был коронован и возведён на… престол. В то же время он отпраздновал своё бракосочетание с Анастасиею, дочерью одного князя знатного происхождения; отец её Роман Захарьевич был самым знатным в этой стране после великого князя; коронование и свадьбу совершили по обычаю этой страны с большим торжеством. Так были прекращены смуты, и многие знатные люди были обвинены и сосланы на великие бедствия, и постигла их жалкая смерть от голода и скорби, таков был их конец. По воцарении [он] несколько лет правил весьма хорошо, но затем, узнав, каковы московиты, начал их жестоко обуздывать и тиранить. Великая княгиня родила ему трёх сыновей; первый из них по имени Димитрий утонул ещё ребёнком». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Жена монарха, упомянутая в данном отрывке, впоследствии стала регентом при малолетнем правителе.
- В отрывке идёт речь о Петре I.
- В отрывке идёт речь о Василии III.
- В отрывке идёт речь об Иване IV.
- Один из сыновей монарха, о котором идёт речь, погиб в Угличе.
- Современником монарха, о котором идёт речь в отрывке, был А.Д. Меншиков.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитай представленные в задании фрагменты исторических источников. Обрати внимание на особенность задания! Представленные фрагменты, как правило, очень сходны между собой либо по исторической эпохе, либо содержанию. Теперь попытаемся понять, о чем идет речь в первом фрагменте. Человек, который развелся со своей женой Соломонией, был великим князем московским. Мы знаем, что далее он женился на Елене Глинской. Теперь можно точно утверждать, что речь в тексте идет о Василии III. Теперь тебе легко выбрать правильные ответы: 1 и 3. Во втором фрагменте также идет речь о правителе. Внимательно читая текст, видим, что он женится на Анастасии, от которой у царя рождается трое детей. И в конце узнаем самое главное: царь начинает тиранить, т.е. проводит террор против своих подданных. Не подлежит сомнению, что в тексте идет речь про Ивана IV Грозного.
Задача 10
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ |
A) | «По вступлению моему с высочайшего Вашего императорского величества повеления в должность министра народного просвещения, употребил я, так сказать, заглавным местом, лозунгом моего управления, следующее выражение: „Народное воспитание должно совершаться в соединённом духе православия, самодержавия и народности“». |
Б) | «Главная ошибка законодателей сего царствования состоит в излишнем уважении форм государственной деятельности: от того – изобретение различных министерств, учреждение Государственного совета и проч. Дела не лучше производятся – только в местах и чиновниками другого названия. Последуем иному правилу и скажем, что не формы, а люди важны. Пусть министерства и Совет существуют: они будут полезны, если в министерстве и в Совете увидим только мужей, знаменитых разумом и честью». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Данный документ относится к периоду правления Александра I.
- Автор данного документа — С. С. Уваров.
- Данный документ относится к периоду правления Николая I.
- Государственный орган, об учреждении которого упомянуто в отрывке, существовал в Российской империи до 1917 г.
- Автор данного документа — М. М. Сперанский.
- Данный документ относится к периоду правления Александра II.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем фрагменты исторических источников. В первом отрывке идет речь о формировании так называемой концепции «православие, самодержавие, народность». Как мы знаем, она возникла в XIX веке, в царствование Николая I, а ее автором был Уваров. Соответственно, правильные ответы 2 и 3. Во втором фрагменте говорится о создании в России новых органов власти – Министерств и Государственного совета. Это произошло, как мы помним, при Александре I, в первой четверти XIX века. Также обратим внимание, что автор текста не совсем одобряет такие реформы, обращая внимание на важность людей, а не формы.
Задача 11
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ |
A) | «Статья I. Его Величество Император всея Руси сим обязуется уступить Соединенным Штатам всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне Его Величеством на Американском материке, а также прилегающие к ней острова. Сказанная территория заключается в нижеозначенных географических границах, а именно: восточною границею служит линия разграничения между российскими и британскими владениями в Северной Америке, как таковая линия постановлена конвенциею, заключенною между Россиею и Великобританиею 16/28 февраля 1825 года… Западная граница проходит через точку в Беринговом проливе под 65 градусов и 30 минут северной широты в ее пересечении с меридианом, отделяющим на равном расстоянии острова Крузенштерна… от острова Ратманова, и направляется по прямой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется в Ледовитом океане… Граница… включает в уступленную территорию все Алеутские острова, лежащие к востоку от… меридиана (193 градусов западной долготы)». |
Б) | «Cт. III В следствии того, как в прелиминарном втором артикуле положено, что река Днестр навеки имеет быть границею между обеими Империями, так что впредь пределы Империи Всероссийской имеют простираться до помянутой реки, и ныне обе договаривающияся Империи между собою согласилися и постановили, что между Империeю Всероссийскою и Портою Оттоманскою пребудет границею река Днестр, так, что все земли, на левом берегу помянутой реки лежащия, имеют остаться вечно в совершенном и безпрепятственном владении Всероссийской Империи, а на правом берегу помянутой реки и лежащия все земли, по возвращении их со стороны Всероссийской Империи, имеют остаться вечно в совершенном и безпрепятственном владении Порты Оттоманской». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Приведён отрывок из Ясского договора 1791 г.
- Современником событий был Николай I.
- Данный договор был подписан в 1860-е гг.
- Документ определил границы Русской Америки, закрепляемой за Россией этим соглашением.
- Договору предшествовала война, в которой прославили свои имена А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков.
- В тексте речь идёт о продаже Аляски Соединённым Штатам Америки.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем представленные в задании фрагменты источников, и определим, чему они посвящены и каким историческим эпохам принадлежат. Для уточнения наших знаний внимательно прочитаем варианты ответов. В первом случае говорится о продаже российской территории США. Это может быть только договор о продаже Аляске. Соответственно, правильные ответы 3 и 6. Во втором фрагменте приведен отрывок из мирного договора между Россией и Турцией. Этому договору предшествовала очередная русско-турецкая война.
Задача 12
Данное задание составлено по модели ЕГЭ 2021 года, но его решение является очень важным для тренировки других заданий экзамена.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ |
A) | «Около 200 человек напали на управление 2-го участка Васильевской части, разбили окна, разломали двери, не причинив повреждений никому из служащих в участке, которые отстреливались из револьверов. В то же время несколько лиц, из коих один был вооружен шашкою, напали на полицейского пристава, но, ввиду угрозы с его стороны револьвером, скрылись во двор дома. В пятом часу дня на Малом проспекте, между 4-й и 8-й линиями, толпа, достигшая до 8 000 человек, соорудила новую баррикаду, причем в этом месте, по-видимому, находился священник Гапон. Баррикада эта была атакована войсками, произведшими несколько выстрелов в толпу, которая и рассеялась, но означенный священник, подлежащий безусловному аресту, успел скрыться». |
Б) | «Между тем две возмутившиеся роты Московского полка не смирялись. Они построились в батальон-каре перед Сенатом; ими начальствовали семь или восемь обер-офицеров, к коим присоединилось несколько человек гнусного вида во фраках. Небольшие толпы черни окружали их и кричали: «Ура!» Необходимость противопоставить им достаточное число верных войск была очевидна. Государь император дал повеление вывести один батальон Преображенского полка и, предводительствуя оным, приблизился к месту, где были собраны бунтующие, но с твердым намерением не употреблять силы, пока будет хотя малейшая вероятность кротостью и увещанием образумить ослепленных мятежников». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Восставшие застрелили генерала М.А. Милорадовича.
- Императором, упомянутым во фрагменте, был Александр I.
- Баррикады появились после расстрела мирной демонстрации рабочих.
- События, упомянутые в отрывке, произошли в 1820 г.
- К восставшим присоединился Гвардейский морской экипаж.
- Описанные события произошли в январе 1905 г.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Внимательно прочитаем представленные в задании фрагменты исторических источников. Попытаемся определить, какие события в них представлены. В первом фрагменте идет речь о событиях, приведших к началу первой русской революции. Упоминается священник Гапон, которого хотели арестовать. Таким образом, мы можем точно сказать, что речь идет о Кровавом воскресенье 9 января 1905 года. Во втором фрагменте идет речь о событиях, приведших к выступлению против официальной власти, так как в тексте идет речь о противостоянии войск верных императору и мятежных ему. Так как в тексте упоминается Сенат, то события происходили в столице Санкт-Петербурге. Единственное событие, возможное в этот период – это восстание декабристов в 1825 году. Теперь рассмотрим каждый из вариантов ответа. Восставших пытался остановить генерал Милорадович. Он был убит. Этот вариант относится к фрагменту Б). Во втором варианте указывается, что во фрагменте упоминается император Александр I. Восстание декабристов, как мы знаем, произошло после смерти этого императора. Этот вариант неправильный. В третьем варианте говорится, что баррикады появились после расстрела мирной демонстрации. Это может быть соотнесено только с первым фрагментом, событиями 9 января. Таким образом, это правильный вариант. В 4 варианте ответов говорится, что события, упомянутые в отрывке, произошли в 1820 году. Восстание декабристов имело место в 1825 году. Этот вариант не относится ни к одному из фрагментов. В 5 варианте указывается, что к восставшим присоединился Гвардейский морской экипаж. Это соотносится с восстанием декабристов. И, наконец, последний вариант связан с первым фрагментом.
Задача 13
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ |
A) | «В этом сражении русские рыцари Смоленской земли упорно сражались, стоя под собственными тремя знаменами, одни только не обратившись в бегство, и тем заслужили великую славу. Хотя под одним знаменем они были жестоко изрублены и знамя их было втоптано в землю, однако в двух остальных отрядах они вышли победителями, сражаясь с величайшей храбростью, как подобало мужам и рыцарям, и, наконец, соединились с польскими войсками; и только они одни в войске Александра Витовта стяжали в тот день славу за храбрость и геройство в сражении; все же остальные, оставив поляков сражаться, бросились врассыпную в бегство, преследуемые врагом». |
Б) | «Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
- В данном сражении были разбиты рыцари Тевтонского ордена.
- Описанная в отрывке битва произошла в 1240 г.
- Союзником одной из сторон выступал Ливонский орден.
- Описанные события произошли в начале XVI в.
- Современником сражения был хан Батый.
- Александр Витовт являлся Великим князем литовским.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Сначала определим, о каких событиях идет речь в источниках. В первом варианте, судя по содержанию, говорится о смоленских рыцарях, которые сражались на стороне польского войска под началом Александра Витовта. Очевидно, что источник описывает события Грюнвальдской битвы 1410 года, положившей конец могуществу Тевтонского ордена и укрепившей положение Великого княжества Литовского, которое на тот момент включало в свой состав и Польшу, и смоленские земли. Второй фрагмент описывает житие Александра Невского, который за 200 лет до Грюнвальдской битвы также нанес поражение рыцарям Тевтонского ордена на Чудском озере в 1242 году, однако, в житии подробности этого события не указаны. Теперь мы без проблем подбираем нужные нам варианты.