Мариам Петросян Дом в котором… в сокращении

Краткое содержание Мариам Петросян Дом в котором…

Действия книги происходят в Доме, школе-интернате для детей-инвалидов. Хотя школу это место напоминает мало, и далеко не все учащиеся инвалиды.

«Всё началось с красных кроссовок», которые нашёл на дне своей сумки юноша по кличке Курильщик. Он жил в первой, образцово-показательной группе, учащиеся которой сплошь и рядом лицемеры и ябеды, помешанные на правилах, были крайне недовольны вызывающим цветом новой обуви одногруппника. Они написали заявление директору, с просьбой избавить их от этого выскочки. И их избавили: перевели Курильщика в другую группу. С этого момента начинается его настоящее знакомство с Домом, так как Фазаны представляют собой своеобразный замкнутый социум, мало чем связанный с другими группами.

Постепенно Курильщик знакомится со многими обитателями Дома, с его особенностями, традициями и законами. Так, в Доме всего пять групп: первая – Фазаны, вторая – Крысы, третья– Птицы, четвёртая, не имеющая названия, и шестая – Псы. Все группы отличаются друг от друга, у каждой свои особенности и причуды. Кроме того, всех учащихся, учителей и даже директора называют по кличкам. Имён в Доме нет.

Если бы Дом был показан только с точки зрения Курильщика, то всё происходящее казалось бы Большой Игрой: странной, непонятной, временами жестокой, но всё же игрой. Однако в книге есть главы и от лица других героев: Сфинкса, Слепого, Шакала Табаки, Лорда. Есть также и интермедии, что-то вроде детских воспоминаний героев, с помощью них можно узнать о прошлых выпусках, о том, как главные герои стали теми, кем они являются.

Дом не простое место. В каком-то смысле он живой. В коридорах его временами ходят призраки умерших, а некоторые избранные могут, направляясь в конкретное место, оказаться на безлюдном шоссе, а то и в Лесу. Дом хранит в себе другой мир, который здесь называют Изнанкой. Некоторые – Ходоки, могут попасть туда, когда пожелают, другие – Прыгуны, оказываются там не по своей воле и могу провести неопределённое количество времени.

«Ничего по-настоящему страшного не случается до последнего лета»,– говорится в одной из первых глав. » Последнее лето» означает выпуск. Обитатели Дома не знают ничего о том, что они окрестили Наружностью. И они бояться её. Ни один выпуск в Доме не прошёл спокойно. Первый называли «выпуск самоубийц»: двенадцать попыток суицида и пять из них удачные. Следующий был ещё хуже: учащиеся разделились на две враждующие группы и перед уходом устроили кровавую резню.

Нынешнее поколение так же проходит через это, каждый делает важный выбор: уйти или остаться. Уйти – означает уйти в Наружность и остаться в обычном человеческом мире. Курильщик и некоторые другие возвращаются в свои семьи. Рыжий, Конь, Чёрный, Гибрид, почти все Псы уезжают на украденном автобусе и создают свою общину. Сфинкс становится детским психологом. Остаться – значит остаться с Домом, уйти в другой мир, в Изнанку. Ходоки уходят сразу, среди них Слепой, Рыжая и несколько других, Прыгуны же в реальности лежат в коме, но постепенно Ходоки перетаскивают их полностью, и в реальном мире они исчезают.

Выпуск является кульминацией и финалом произведения, а большая часть книги не насыщена событиями. Больше описывается быт героев, раскрываются их характеры. Все это для того, чтобы понять, почему каждый из них сделал свой выбор.

Произведение напоминает пазл на тысячу деталей, который складывается в абстрактную картину. И каждый пазл содержит в себе собственный смысл. Наиболее важные вещи, которым учит «Дом, в котором…», это то, что нужно уметь смотреть на вещи с разных сторон, не доверять общепринятым стереотипам, заглядывать в самую суть вещей. Что бояться может каждый, даже тот, кто с виду кажется суровым и самодостаточным. Также книга показывает, что если ты находишься не на своем месте, то жизнь в любом случае найдет способ поставить тебя туда, где ты должен быть. И нельзя не отметить то, как замечательно и необычно в произведении показывается важность дружбы и взаимопонимания.

Размышления и анализ рассказа

Сложно однозначно сказать, почему получила такую популярность книга художницы Мариам Петросян. «Дом, в котором…». Это тяжелая история обитателей интерната, имеющих инвалидности. Ребята живут здесь всегда, интернат становится для них закрытой страной. В ней распределены все функции и роли пожизненно, никому никуда не уйти отсюда.

Автор придумала прозвища себе и героям своего романа. Она зашифровала описание намеренно, потому что социальный прототип ситуации довольно легко опознаваем. Мариам Петросян не говорит напрямую, что она списала из жизни, а что придумала. Но догадаться не сложно, ведь жизненные реалии часто острее любых писательских фантазий.

Кто же действующие лица этих угрюмых стен? «Фазаны» на инвалидных колясках, «Крысы»-хулиганы, «Грустные птицы» и другие. По  это все подростки, причем парни. А повествование ведется от имени мальчика Эрика, который как бы за всем наблюдает со стороны. Но все коллизии страшного и мистического дома Эрик прокомментировать не может. Переплетения событий предлагается закончить в своем воображении читателям.

Постояльцы Дома решают для себя вопрос, что будет после того, как они выпустятся из интерната по возрасту. Если они уйдут, Дом снесут. Поэтому муки обитателей рождает альтернатива – остаться в доме навсегда и быть снесенными вместе с ним в некий параллельный мир. Или попробовать приспособиться к жизни за стенами Дома. И то, и другое пугает ребят, потому что они не готовы для таких тяжелых решений.

Писательница хочет дать понять – в человеческом обществе адаптировать больных, не похожих на других мальчиков и парней надо не двумя вариантами выбора, а гораздо большим количеством. Чтобы оба решения не казались героям ее надрывной истории тупиком и концом жизни.

Читатели и критики увидели высокую публицистическую и в чем-то обличающую ноту «Дома, в котором…» Именно поэтому книга собрала массу букинистических премий и продолжает волновать сердца людей разных возрастов.